Китайские маркетплейсы под прицелом США и ЕС: расследования, налоги и новые ограничения
Мы уже не раз писали о том, что в Казахстане активно развивается рынок электронной торговли. Из года в год доля этого сегмента в розничной торговле растёт быстрыми темпами. Так, в 2024 году объём электронной розничной торговли в РК достиг нового рекорда: 3,2 трлн тг, или 14,1% от общего объёма розничной торговли. За год сумма выросла на 29,4%.
Между тем казахстанский рынок онлайн-торговли включает в себя как отечественные, так и зарубежные компании. Причём до недавнего времени — вплоть до конца прошлого года — многие иностранные компании, занимающиеся электронной торговлей, не были официально зарегистрированы в РК. Речь, в числе прочего, идёт о популярных китайских маркетплейсах. Даже сейчас нет возможности найти в открытых источниках информацию о том, кто прошёл регистрацию, а кто — нет.
В чём же смысл регистрации? Всё просто: государство, а также граждане и местные предприниматели находятся в зоне риска. Более подробно об этом расскажем ниже.

О том, что китайские маркетплейсы — в частности, Temu — запрещали в ряде стран, мы уже писали. Далее рассмотрим свежие новости о том, какие меры предпринимаются в странах ЕС и в США в сфере борьбы с этими маркетплейсами, и какие риски такие приложения несут обществу и бизнесу.
В ЕС Temu попал в растущий список онлайн-платформ, находящихся под следствием (31.07.2025)
Список онлайн-платформ, находящихся под следствием в связи с возможными нарушениями Закона ЕС о цифровых услугах, продолжает расти. Последним из них стал китайский сайт Temu. В общей сложности против 10 платформ было возбуждено 14 дел, связанных с вопросами безопасности продукции и защиты несовершеннолетних.
Европейская комиссия заявляет, что в нарушение Закона ЕС о цифровых услугах (DSA) китайская платформа электронной коммерции не оценивает должным образом риски, возникающие в связи с продажей на её веб-сайте нелегальных товаров, включая детские игрушки и мелкую электронику.
Китайский гигант также находится под следствием, начатым Европейской комиссией и национальными органами по защите прав потребителей. Предварительные выводы указывают на то, что Temu использует незаконные методы, такие как фиктивные скидки, вводящие в заблуждение отзывы и геймификацию покупок.
Французский сенат поддержал закон о регулировании деятельности гигантов ультрабыстрой моды Shein и Temu (11.06.2025)
10 июня 2025 года Сенат Парламента Франции подавляющим большинством голосов поддержал новый законопроект, направленный на регулирование гигантов рынка недорогой одежды и нацеленный в первую очередь на китайские платформы электронной коммерции Shein и Temu. Цель проекта — рассмотреть экологические и экономические последствия быстрой моды — модели, процветающей за счёт массового производства и низких цен.
Законопроект вводит систему экологических баллов, которая будет оценивать воздействие продукции, продаваемой компаниями быстрой моды, на окружающую среду, включая выбросы, использование ресурсов и возможность вторичной переработки.
Бренды с самыми низкими оценками могут облагаться налогом в размере до €5 за единицу товара с 2025 года, а к 2030 году этот налог может увеличиться до €10. Однако размер налога не может превышать 50% от розничной цены товара. Законопроект также включает запрет на рекламу ультрабыстрых модных брендов и санкции в отношении инфлюенсеров, которые продвигают их в интернете.
ЕС планирует ввести сбор в размере €2 за небольшие посылки, отправленные Shein и Temu (20.05.2025)
В конце мая текущего года Европейский союз предложил ввести фиксированную плату в размере €2 за миллиарды небольших посылок, отправляемых напрямую на дом. В настоящее время большинство таких посылок поступает из Китая.
Новый налог будет означать, что посылки стоимостью менее €150 (£126) больше не будут облагаться таможенной пошлиной.
По словам комиссара ЕС по торговле Мароша Шефчовича, ожидается, что сбор будут платить онлайн-площадки, включая китайских гигантов Temu и Shein.
В прошлом году в страны Европейского союза поступило 4,6 млрд таких посылок, более 90% из которых — из Китая. По словам Шефчовича, такой объём создал огромную нагрузку на таможенников ЕС. Комиссар по торговле также отметил, что это создало трудности с обеспечением надлежащего контроля безопасности и качества ввозимых товаров.
Сбор в размере €2 будет применяться к посылкам, отправляемым напрямую потребителям, тогда как посылки, отправляемые на склады, будут облагаться налогом по более низкой ставке — €0,5 (£0,42).

И, наконец, рассмотрим скандальный случай в США.
Штат Кентукки подал в суд на Temu
Китайский маркетплейс Temu обвиняют в краже персональных данных американцев и торговле фейковыми брендами. Соответствующий иск подал в суд округа Вудфорд генеральный прокурор штата Кентукки, США.
В исковом заявлении говорится о том, что приложение Temu без ведома владельцев смартфонов собирает данные об их местоположении, использовании интернета, камеры, микрофона и других приложений. Как сообщает портал FoxNews, все эти данные предположительно передаются в Китай.
Кроме того, истцы обвиняют китайский маркетплейс в краже интеллектуальной собственности. К примеру, на Temu можно купить товары с эмблемой ипподрома Кентукки, однако официально ипподром не сотрудничает с Temu и не продает на этой площадке товары со своей символикой.
На момент подачи заявления на Temu были представлены десятки нелицензированных товаров, выдаваемых за бренды из Кентукки, в том числе товары с символикой Университета Кентукки, Университета Луисвилля, Buffalo Trace Distillery и Churchill Downs. Об этом говорится в исковой жалобе.
Стоит отметить, что о кражах интеллектуальной собственности со стороны Temu сообщалось неоднократно. В июле 2025 года австралийская художница Бритни Тернер заявила о том, что подделки её работ стали продавать на китайском маркетплейсе.
В мае текущего года копии своих картин на Temu обнаружила художница-пейзажистка из Уэльса Луиза Коллис.
В конце 2024 года о копировании работ и продаже их без каких-либо разрешений на Temu сообщали сразу несколько дизайнеров и художников на портале Reddit.