Геймеры и игры: что происходит в этой сфере в Казахстане и в мире?

Фото: https://www.shutterstock.com/

Геймеров в мире с каждым годом всё больше. Так, в 2024-м их численность составляла чуть более 3,4 млрд человек, а по итогам текущего года, по прогнозу Newzoo, она приблизится к 3,6 млрд человек, увеличившись на 4,4%. К 2028 году численность геймеров вырастет ещё на 10,3%, до почти 4 млрд человек.

В разрезе сегментов в 2025 году большая часть геймеров приходилась на игроков в мобильные игры: почти 3 млрд человек, рост за год — на 4,8%. Второе место заняли ПК-геймеры (936 млн человек, на 3,1% больше, чем годом ранее), третье — любители консольных игр (645 млн человек, рост за год — на 2,4%). Стоит отметить, что один и тот же геймер может быть пользователем как ПК, так и консоли, а то и фанатом сразу всех трёх сегментов видеоигр.

В региональном разрезе больше всего геймеров в 2025 году приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион: 1,9 млрд человек. Следом с заметным отставанием идут Ближний Восток и Африка: 595 млн человек. В Европе численность геймеров составляет 465 млн человек, в Латинской Америке — 372 млн человек, в Северной Америке — 249 млн человек.

Геймеры и игры: что происходит в этой сфере в Казахстане и в мире?

Мировой объём рынка видеоигр в текущем году, по прогнозам, должен составить 188,8 млрд долл. США — на 3,5% больше, чем в 2024-м. К 2028 году прогнозируется рост рынка на 9,4%, до 206,5 млрд долл. США.

Более половины рынка видеоигр — 55%, или 103 млрд долл. США за 2025 год — приходится на мобильные игры, что неудивительно с учётом проникновения смартфонов в повседневную жизнь. Следом идут консольные игры и игры для ПК: 45,9 млрд и 39,9 млрд долл. США соответственно.

Между тем в региональном разрезе объём рынка видеоигр зависит далеко не только от численности игроков. Так, на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 87,6 млрд долл. США, что, впрочем, составляет лишь 46% от всего объёма рынка, при 53% проживающих там геймеров мира. Следом идёт Северная Америка: 52,7 млрд долл. США, при этом на регион приходится самая малая численность геймеров. Объём рынка видеоигр в Европе составляет 33,1 млрд долл. США, а на Латинскую Америку, Ближний Восток и Африку в совокупности приходится 15,4 млрд долл. США.

Стоит отметить, что численность игроков, которые совершают покупки, в 2025 году, по прогнозам, достигнет 1,6 млрд человек, а средний чек на одного такого геймера составит 119,7 долл. США. При этом геймеры, которые тратятся на видеоигры, преимущественно проживают в Китае и США, на которые суммарно приходится более половины рынка. Активными покупателями видеоигр также являются жители Японии, Южной Кореи, Германии и Великобритании.

Геймеры и игры: что происходит в этой сфере в Казахстане и в мире?

Согласно оперативным данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, за январь–июнь текущего года объём услуг по изданию компьютерных игр в Казахстане составил 3,4 млрд тг — на 28% больше, чем за аналогичный период 2024-го. Заметный рывок на рынке пришёлся на 2023 год, когда в страну активно релоцировались IT-компании из соседней России.

При этом по уточнённым данным рынок издания компьютерных игр в целом за 2023 год достиг 21,3 млрд тг — сразу в 11 раз больше, чем годом ранее. Однако уже в 2024-м объём услуг в секторе сократился сразу втрое, до 7,2 млрд тг.

Геймеры и игры: что происходит в этой сфере в Казахстане и в мире?