В Казахстане уже много лет действует система жилищной помощи, направленная на поддержку социально уязвимых граждан. Это мера государственной поддержки из местного бюджета, регулируемая приказом «Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи», которая снижает нагрузку на кошельки наиболее нуждающихся граждан, компенсируя часть расходов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг.
Жилищная помощь предоставляется гражданам, постоянно зарегистрированным и проживающим в своём единственном жилье, а также арендаторам жилья из государственного жилищного фонда и арендаторам жилья, предоставленного местными исполнительными органами в частном секторе.
Помощь предоставляется по месту постоянной регистрации. Подать заявление можно онлайн через портал eGov (если это предусмотрено в регионе) или офлайн — в НАО «Государственная корпорация „Правительство для граждан“».
Заметим: жилищная помощь остаётся ключевым инструментом социальной поддержки для уязвимых слоёв населения в период поэтапного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Благодаря дополнительным вложениям в обновление и модернизацию коммунальных систем казахстанцы сегодня больше не сталкиваются с перебоями в снабжении теплом и водой, страна прошла предыдущий отопительный сезон без аварий и успешно вступила в новый, а инфраструктура постепенно становится устойчивее.
Реализация новой тарифной политики уже приносит ощутимые результаты, предотвращая повторение ситуаций, подобных тем, что случились в Экибастузе и Риддере, и закладывая основу для дальнейшего развития всей экономики страны. Механизм адресной компенсации позволяет смягчить нагрузку на семьи с низкими доходами, обеспечивая баланс между социальной защитой и необходимостью инвестиций в инфраструктуру.

Важный момент: с августа 2025 года жилищную помощь считают по-новому. Теперь размер жилищной помощи рассчитывается услугодателем в пределах следующих норм:
- Газоснабжение — не более 15 куб. м на человека.
- Электроснабжение — в соответствии с нормами, установленными региональным уполномоченным органом, регулирующим деятельность в сфере естественных монополий.
- Водоснабжение или водоотведение для потребителя:
◦ холодная вода — не более 4 куб. м на человека;
◦ горячая вода — не более 2 куб. м на человека. - Теплоснабжение — не более 0,025 Гкал на человека.
- Сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов (вывоз мусора) — не более 650 тг на человека.
- Обслуживание лифтов — не более 1300 тг на квартиру.
- Услуги связи в части увеличения абонентской платы за телефон, подключённый к сети телекоммуникаций — не более 1399 тг на абонента.
- Расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, в том числе капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума — не более 60 тг за кв. м.
- Арендная плата за пользованием жилищем из государственного жилищного фонда — не более 120 тг за кв. м.
- Норма квадратуры на человека — 18 кв. м полезной площади, но не более фактически занимаемой площади, для одиноко проживающего — не более 30 кв. м.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, на 1 октября текущего года казахстанцам суммарно назначена жилищная помощь в размере 453,4 млн тг. Жилищная помощь назначена 9,6 тыс. семей, средний размер выплаты за квартал на семью составляет 4,6 тыс. тг.
Наибольшие общие объёмы выплат пришлись на Костанайскую (60,4 млн тг), Жамбылскую (55,1 млн тг) и Кызылординскую (54,3 млн тг) области. Наибольшая численность членов семей, получивших выплаты, наблюдалась в Костанайской, Карагандинской и Жамбылской областях.
Самые значительные средние размеры выплат в секторе были отмечены в Туркестанской области (7,9 тыс. тг), Шымкенте (7,3 тыс. тг) и Кызылординской области (6,9 тыс. тг).
Подробности — в таблице выше.

За полный 2024 год общая сумма жилищной помощи составила 592,1 млн тг. Эти выплаты получили 17,55 тыс. членов семей, которым была назначена жилищная помощь. За год сумма выплаченной помощи сократилась на 42,7%, а численность членов семей получателей — на 64,3%.
Наибольшие объёмы выплат были зафиксированы в Кызылординской (113 млн тг), Жамбылской (89,8 млн тг) и Костанайской (61,3 млн тг) областях.
Наибольшая численность членов семей, получающих выплаты, наблюдалась в Карагандинской (2,81 тыс. человек), Жамбылской (2,69 тыс. человек) и Костанайской (2,18 тыс. человек) областях.
Для лучшего понимания принципа расчёта жилищной помощи приведём конкретный упрощённый пример.

В завершение важно подчеркнуть: система жилищной помощи ориентирована прежде всего на семьи с низким доходом, независимо от их статуса. Пенсионеры, люди с инвалидностью, многодетные семьи или любые другие категории получают поддержку на равных условиях, если действительно нуждаются в ней. Эти домохозяйства защищены от резких изменений тарифов: механизм жилищной помощи компенсирует рост расходов и позволяет сохранить доступность коммунальных услуг.
При этом действуют инструменты проверки, которые помогают исключать из системы недобросовестных получателей, гарантируя, что помощь направляется тем, кому она действительно необходима.

