Получение достойного образования закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в обеспечении выхода из нищеты. Гарантия всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех — одна из ключевых целей устойчивого развития ООН.
При этом, к сожалению, в последние годы в мире наблюдается тенденция к уменьшению доли государственных расходов на образование. Так, по данным Всемирного банка, в 2020 году государственные расходы на образование в мире составили 12,6% от всех государственных расходов, против 13,5% в 2015-м и 14,3% в 2010 году. Уменьшилась и доля государственных расходов на образование от ВВП: в 2015 году показатель составлял 4,4%, в 2020-м — 4,3%.
В разрезе уровней дохода больше всего вкладывались в образование населения страны с высоким доходом: в таких государствах расходы составляли 5,2% от ВВП. В странах с доходом выше среднего, а также в странах со средним доходом показатель составлял 4,1% от ВВП, в странах с доходом ниже среднего — 3,9%, в странах с низким доходом — всего 3%. Что касается доли образования в структуре государственных расходов, в странах с высоким доходом показатель составлял 11,2%, с доходом выше среднего — 15,2%, со средним доходом — 14,6%, с доходом ниже среднего — 14,3%, с низким доходом — 13,3%.
В разрезе регионов наибольшая доля государственных расходов на образование от ВВП была зафиксирована в странах Южной Африки (6,2%), наименьшая — в Южной Азии (2,9%). Разница составила 3,3 п. п. В Северной Америке, а также в Центральной Европе и Балтии, где образование считается одним из лучших в мире, государства тратили на образование 5,6% и 5,1% от ВВП соответственно.
При этом в Южной Африке государственные расходы на образование составляли 19,5% от всех государственных расходов, в Южной Азии — 10,8%, а наименьшие показатели были зафиксированы в Центральной Европе и странах Балтии — 10,7%. В Северной Америке доля составляла 11,3%.
В целом грамотность и образованность населения растут. Так, в 2020 году уровень грамотности в мире достиг 86,8%, против 85,6% в 2015-м. В 2010 году показатель составлял 84,1%, в 2005-м — 82,4%, в 2000-м — 80,9%.
В гендерном разрезе уровень грамотности у мужчин выше, чем у женщин (напомним, в некоторых странах девочкам и женщинам в принципе недоступно образование): 90,2% против 83,5%. Разница составила 6,7 п. п. Впрочем, с каждым годом разрыв уменьшается: так, например, в 2000 году разница составляла 10,6 п. п., в 2005-м — 10,1 п. п., в 2010-м — 8,4 п. п., в 2015 году — 7,6 п. п.