Министерство национальной экономики РК (МНЭ) пересмотрело систему региональных стандартов (СРС) обеспеченности населённых пунктов социальными объектами и услугами. Для повышения качества жизни в регионах и уменьшения оттока населения из небольших сёл и городов в мегаполисы и областные центры в систему внесено несколько существенных изменений. Во-первых, увеличен перечень учреждений и услуг, которые обязательно должны быть в каждом селе и городе. Во-вторых, изменены сами критерии оценки качества жизни. Теперь важно не только наличие тех или иных объектов, но и их техническое состояние. Например, если в селе школа есть, но в ней давно не было ремонта и она в аварийном состоянии, населённый пункт не получит высокой оценки по СРС.
Для чего нужна система СРС? Для госорганов СРС — общий знаменатель, стандарт, на который должны ориентироваться чиновники, когда разрабатывают программы развития и распределяют бюджет. Стратегическая цель — сделать так, чтобы в каждом ауле люди жили в нормальных бытовых условиях. Не ходили с флягами за водой, не взбирались на холмы в надежде поймать сигнал сотовой связи, детям в школах не сыпалась на голову штукатурка, а ближайшая аптека располагалась ближе, чем в 200 километрах.
Для каждого типа населённого пункта разработан свой список основных стандартов. Например, в сёлах нужно соблюдать необходимый для нормальной жизни минимум из 20 социальных объектов и услуг, обязательно должны быть детсады, школы (или подвоз к ним), больничные пункты, почтовые отделения, культурно-досуговые комплексы. Сельчане имеют право на нормальные внутрипоселковые дороги, водоснабжение, широкополосный доступ к интернету, сотовую связь. В опорных сёлах и центрах сельских округов этот список можно дополнить центрами поддержки предпринимателей, ветеринарными пунктами, зонами самообслуживания для получения госуслуг и т. д.
В городах республиканского и областного значения обязательных объектов и услуг должно быть минимум 41. Кроме школ, больниц, аэропортов, аптек в каждом областном центре и мегаполисе предусматривается наличие мусороперерабатывающего комплекса, контейнеров для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов, зоологических и ботанических парков, центров специальных соцуслуг. Изменение количества обязательных стандартов в сравнении со старой методикой СРС отражено в таблице.
Предыдущая система СРС была разработана четыре года назад, и, согласно её нормам, средний уровень обеспеченности благами цивилизации в городах и сёлах РК в 2021 году составлял 64,1%. После переоценки показатель упал до 55,7%. Подчеркнём: уровень обеспеченности в 55,7% — усреднённая цифра по всем городским и сельским населённым пунктам всех регионов. На самом деле между городами и сёлами большая пропасть в плане благоустройства и социальных благ. Показатели отличаются очень сильно: 87% и 55,3% соответственно. Региональные диспропорции в качестве жизни заметны практически в каждой области, притом не только на бумаге. Наибольшая разница между условиями жизни в городе и на селе наблюдается в Восточно-Казахстанской (91,3% и 50,4%), Атырауской (82,5% и 44%) и Улытауской (86,7% и 38,1%) областях.
Исключительными показателями отличается Актюбинская область, где на селе обеспеченность социальными благами даже выше, чем в городах: 86,8% против 73,5% соответственно. На заседании в Мажилисе при анонсировании новой системы СРС глава МНЭ Алибек Куантыров объяснил эту особенность так: в регионе есть несколько городов, в которых численность населения не достигает даже 3 тыс. человек. Например, Темир, Жем. Но эти города, которые фактически являются сёлами, свои городские стандарты не выдерживают. Другой немаловажный фактор: жизнь в аулах западных регионов в каких-то аспектах действительно лучше обустроена, чем, например, на востоке или севере. Взять хотя бы фактор газификации, который решает сразу несколько коммунальных проблем — и отопления, и горячего водоснабжения, и экономии электроэнергии при приготовлении пищи.
Всего, по данным МНЭ РК, из 6,3 тыс. казахстанских сёл высокий уровень обеспеченности основными благами цивилизации — более 80% — имеют лишь 786 аулов с общей численностью населения 3,2 млн человек. Почти половина сёл (около 2,8 тыс. с численностью населения 3,6 млн человек) оценены как населённые пункты со средним уровнем обеспеченности: от 50% до 80%. Столько же аулов имеют совсем низкое качество жизни, в них нет даже 50% положенных социальных благ. Это, как правило, сёла с малой численностью населения. Суммарно в 2,7 тыс. таких аулов живёт лишь чуть более 700 тыс. казахстанцев.
Удивительно низкими среди городов выглядят показатели Астаны, где обеспеченность обязательными услугами и социальными объектами составляет всего 75,1%. Дело не только в расширенном перечне стандартов для мегаполисов. Столица, несмотря на свой высокий статус, имеет много инфраструктурных проблем, связанных, в числе прочего, с неконтролируемой урбанизацией. Взять хотя бы дефицит воды, который доставляет так много неудобств астанчанам. Мы об этом уже писали.
Проводя работу над новыми стандартами СРС, эксперты профильного министерства посчитали, как в принципе обеспечены города и сёла основными благами цивилизации. Оказалось, что ситуация по многим отраслям далеко не радужная. Например, уровень обеспеченности населённых пунктов централизованным газоснабжением в РК в среднем составляет всего 32,5%, системой водоотведения — 50,7%, центральным теплоснабжением — 48,2%. Далека от идеала ситуация с транспортной инфраструктурой: обеспеченность внутригородскими, внутрипоселковыми дорогами составляет 75,8%, дорожным освещением — 44,8%.
В сельском здравоохранении проблемы не только в наличии больниц и качестве медпомощи, но и в отсутствии аптек. Уровень обеспеченности аптечными пунктами по стране — в среднем 31,6%. Депутаты мажилиса, выступавшие на правительственном часе по этому вопросу, обозначили причину: аптечный пункт на селе — нерентабельный бизнес. Ведь предприниматель должен нести дополнительные затраты на логистику, что в условиях ценового регулирования на медикаменты невыгодно. Кроме того, Минздрав РК ужесточает требования к организации аптек, а это влечёт за собой дополнительные траты со стороны бизнеса.
На фоне оценок со стороны госорганов интересно, что думают о качестве жизни в своих городах и сёлах сами казахстанцы. В прошлом году аналитики Института экономических исследований РК провели работу по изучению регионального неравенства. Опросив более 4 тыс. казахстанцев в 140 городах и сёлах, они пришли к выводу, что инфраструктура, по мнению респондентов, находится на среднем уровне. Среди сельчан оценки более пессимистичны, нежели среди горожан.
Ниже всего оценили участники опроса состояние и качество дорог: по четырёхбалльной системе — на 2,5 и 2,3 балла (город/село). Общественный транспорт тоже вызывает немало нареканий. Больше положительных оценок эксперты института отметили по снабжению домов основными коммунальными услугами — электричеством, водой и теплом.
По данным МНЭ, система региональных стандартов уже включена в основные стратегические документы — план территориального развития до 2025 года и концепцию развития сельских территорий на 2023–2027 годы. Известно, что в сентябре при обсуждении нового бюджетного кодекса систему СРС планируют сделать обязательным фактором учёта при формировании трансфертов общего характера и инвестиционных планов регионов. По информации МНЭ, в ближайшие два года всем центральным госорганам предусмотрены целевые трансферты на развитие регионов в размере 3,2 трлн тг.