Транспортный квест: гости и жители Алматы с трудом добираются до «Медеу»?

Фото: https://www.shutterstock.com/

Курортные зоны Казахстана — важнейшие двигатели туризма в стране. Они привлекают как местных, так и иностранных туристов. Ежегодно наблюдается динамичный рост посетителей курортных зон нашей страны. Так, только по итогам января–сентября прошлого года гостиницы, мотели, шале и прочие места размещения в этих зонах отдыха обслужили 3,4 млн человек — на 10,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Последние три года поток туристов в среднем увеличивался на 19,3% в год.

Стоит отметить, что основной туристический поток приходится на Алматинский горный кластер: за январь–сентябрь 2024-го его местами размещения были обслужены почти 2 млн посетителей, или почти 59% от всей численности гостей курортных зон в стране. Это в разы, а то и в десятки раз больше, чем в других туристических зонах Казахстана. Кроме того, из года в год показатель только растёт: последние три года численность посетителей курортной зоны в среднем увеличивалась на 28% в год. Наблюдается рост не только в абсолютном выражении, но и в относительном. Так, доля посетителей Алматинского горного кластера от всех гостей курортных зон страны менялась следующим образом: в 2020 году — 47,9%, в 2021-м — 48%, в 2022-м — 54,1%, в 2023-м — 56,2%, в 2024-м — уже 58,7%.

Отдельно отметим: ключевую роль в притоке туристов в Алматинский горный кластер играют высокогорный комплекс «Медеу» и горнолыжный курорт «Шымбулак».

Действительно, только эти два объекта, находящиеся почти в одном месте, привлекают колоссальный приток туристов. Более того, важно понимать: приведённая выше статистика учитывает только тех туристов, которые были обслужены местами размещения. Если же рассматривать всех прибывших туристов, а также местное население Алматы и приближенных к нему регионов (даже одной лишь Алматинской области), которые не останавливаются в гостиницах, то окажется, что поток посетителей «Медеу» и «Шымбулака» фактически в разы больше.

Транспортный квест: гости и жители Алматы с трудом добираются до «Медеу»?

Конечно, «Медеу» и «Шымбулак» являются достоянием страны и, как показала статистика, ключевыми объектами привлечения туристов и развлечения местного населения. Однако всё не так радостно, как может показаться на первый взгляд. На протяжении многих лет остаётся нерешённой очень серьёзная проблема — транспортная ситуация на дорогах, ведущих к этим высокогорным курортам. Люди постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой: заторы на дорогах, ведущих к «Медеу» и «Шымбулаку», нехватка парковочных мест, перегруженный общественный транспорт. Чтобы попасть на каток в праздничный или выходной день, приходится пройти целый квест, и так из года в год.

В начале января СМИ пестрят одними и теми же заголовками:
2 января 2016 года: «Пробка от Абая до Медеу непрерывная, машины закипают, движение стоит».
2 января 2018 года: «Любители активного отдыха попали в многокилометровую пробку по дороге с Медеу».
5 января 2020 года: «„Пробки, очереди, стихийные парковки“ — алматинцы о выходных на Медеу».
2 января 2021 года: «Километровые пробки образовались по дороге на Медеу».
2 января 2024 года: «Километровые пробки образовались по дороге на Медеу».

Становится ли ситуация лучше в другие месяцы? Ну… вот новость от 15 сентября 2024 года: «В День города образовались пробки в ущелье Медеу».

То есть транспортный коллапс на дороге, ведущей к «Медеу» и «Шымбулаку», наблюдается круглый год.

Согласно данным интеллектуальной транспортной системы Sergek ITS, в выходные дни фиксируется увеличение трафика в сторону «Медеу» и «Шымбулака» и в обратном направлении. В качестве точки наблюдения трафика была выбрана локация, находящаяся на подъезде к экопосту на улице Керей-Жанибек Хандар, мимо которого проезжает весь поток, направляющийся в сторону курорта.

В ноябре 2024 года в будние дни в сторону гор в среднем направлялось более 4,5 тыс. транспортных средств, в выходные этот показатель превышал 9 тыс. При этом в будние дни наибольшее количество автомобилей было зафиксировано на дороге в период с 8:00 до 14:00 и с 19:00 до 24:00. В это время в сторону «Медеу» и «Шымбулака» направлялось от 200 до 300 авто в час.

В выходные дни более 200 автомобилей в час проезжало с 6:00 и до 1:00. Период максимальной загруженности с интенсивностью более 500 автомобилей в час — с 8:00 до 17:00. Самый пик нагрузки с 11:00 до 14:00 — более 700 автомобилей в час.

По сравнению с 2023 годом объём трафика вырос: в будние дни — на 12%, в выходные — на 20%.

Что касается праздничных дней 2024 года, в сторону «Медеу» и «Шымбулака» выехало:

  • 1 мая — 4,2 тыс. автомобилей;
  • 7 мая — 5,9 тыс. автомобилей;
  • 9 мая — 6 тыс. автомобилей;
  • 30 августа — около 11,4 тыс. автомобилей;
  • 25 октября — около 8 тыс. автомобилей.

Таким образом, жители и гости города вынуждены стоять в часовых пробках, а по приезде на курорт их ждёт другая проблема — отсутствие достаточного количества парковочных мест. Те, кто направляется на «Медеу» и «Шымбулак» на автобусе, испытывают ещё более серьёзный дискомфорт: мало того, что они, как и все, часами стоят в пробках, им приходится ещё и ждать автобус, причём довольно долго (около 20 минут, а иногда и больше), а когда он прибывает, начинается «бой за места под солнцем». При этом объём трафика за год существенно увеличился, усугубив проблему.

Транспортный квест: гости и жители Алматы с трудом добираются до «Медеу»?

Эти моменты были включены в «Программу развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года».

Есть определённые способы решения проблемы загруженности дороги до высокогорного комплекса «Медеу». Один из них, к примеру — внедрение системы перехватывающих паркингов по принципу «P+R» (Park and Ride — «Паркуйся и поезжай на общественном транспорте»). Сейчас на дороге от Алматы до «Медеу» перехватывающие паркинги полностью отсутствуют.

Перехватывающий паркинг, расположенный на подъезде к горнолыжному курорту, представляет собой важную составляющую транспортной инфраструктуры и предлагает ряд преимуществ как для туристов, так и для местных жителей. Ниже в инфографике мы детально распишем преимущества таких перехватывающих паркингов.

Отметим ещё один важный аспект: если эта мера будет предпринята, необходимо будет также решить вопрос с общественным транспортом. Сейчас в сторону «Медеу» из города едет всего один маршрут — № 12. Интервал движения автобуса этого маршрута составляет целых 20 минут. Необходимо увеличить количество маршрутов в этом направлении, а также сократить временную дистанцию между автобусами до хотя бы до 10 минут. Если поток общественного транспорта на «Медеу» увеличится, многие откажутся приезжать на своих автомобилях и передвижение станет более комфортным. В текущих же условиях проблема лишь набирает остроту.

Транспортный квест: гости и жители Алматы с трудом добираются до «Медеу»?

Подводя итог, рассмотрим мировые практики, применяемые для комфортного передвижения к горнолыжным курортам. Последние десять лет крупные горнолыжные курорты мира активно развивали свою транспортную инфраструктуру, стремясь увеличить доступность, повысить комфорт и минимизировать воздействие на окружающую среду. Ниже в инфографике покажем несколько кейсов.

Транспортный квест: гости и жители Алматы с трудом добираются до «Медеу»?