В этом материале мы не будем писать о том, как важно изучать казахский. Главная цель, которую мы преследовали — узнать, на какую сумму нужно рассчитывать, если вы всерьёз хотите учить государственный язык. Есть несколько вариантов.
Первый: не тратить ни тенге. В каждом крупном городе, областном центре есть возможности для посещения бесплатных курсов. Как правило, их финансирует государство. Группы работают при библиотеках, государственных языковых центрах. Есть и альтернативный вариант — изучение казахского в частных разговорных клубах, которые работают на волонтёрских началах либо за счёт спонсоров.
Второй вариант: проходить обучение в группах. В таблице мы представили информацию о ценах по нескольким крупным городам Казахстана. Собрали её по открытым данным с сайтов языковых школ и центров, которые обучают желающих казахскому языку. Минимальную стоимость за курс из 12 занятий — 15 тыс. тг — нашли в Алматы. Средняя цена месячного абонемента — 20 тыс. тг, максимальная — 32 тыс. тг.
Важно отметить: в процессе поиска данных оказалось, что в некоторых областных центрах страны низкая конкуренция между языковыми центрами. Это можно определить, в числе прочего, по маркетинговой активности частных школ: они не публикуют о себе подробную информацию на агрегаторах, не создают свои сайты, не ведут соцсети.
Третий вариант: заниматься индивидуально с репетиторами онлайн или офлайн. Цены для разных форматов обучения отличаются. За часовое удалённое занятие минимально нужно заплатить 1,1 тыс. тг. При графике в три урока в неделю за месяц необходимо отдать 13,2 тыс. тг. Если хочется общаться с наставником офлайн, можно найти специалиста на любом агрегаторе объявлений или в языковом центре. Средняя цена за часовое занятие с частным репетитором — 2,5 тыс. тг, за 12 уроков — 30 тыс. тг. Самый дорогой вариант — индивидуальные занятия с преподавателем языкового центра. Стоимость таких уроков в крупных городах составляет в среднем 5 тыс. тг, самый большой ценник — 14 тыс. тг за занятие. Таким образом, максимально возможная стоимость индивидуальных уроков казахского в языковом центре составляет 168 тыс. тг за месяц.
Чтобы определить степень владения населения государственным языком, Комитет языковой политики Министерства науки и высшего образования ежегодно проводит социологические исследования. По итогам этой работы известно, что в 2023 году доля населения РК, владеющего казахским языком, уменьшилась с 92% до 81%. По уровню знания языка показатели разнятся. Лишь 48,7% опрошенных заявили, что свободно владеют государственным языком. 18,5% отметили, что свободно говорят и читают, но с письменной речью у них неважно. Ещё 7% понимают фразы и могут объясниться на языке Абая, а 6,8% тоже понимают речь, но сами не говорят.
А теперь посмотрим, как обстоит дело у казахстанцев с владением другими языками. Судя по результатам опросов, 90,5% населения Казахстана владеют русским, 29% — английским, 29% респондентов знают сразу три языка. Исследования за 2024 год ещё не завершены.
Развитие государственного языка в Казахстане определяется Концепцией языковой политики на 2023–2029 годы. Её разработали специалисты профильного комитета Министерства науки и высшего образования РК. В этом документе приведены несколько целевых индикаторов, к которым страна должна прийти через пять лет. В частности, доля населения, владеющего государственным языком, должна достигнуть 84%. Удельный вес госслужащих, которые знают казахский на уровне В2 по системе «Казтест», в идеале увеличится на пять процентных пунктов и составит 41%. Доля сотрудников национальных компаний, холдингов и различных организаций, оказывающих госуслуги, со знанием казахского на уровне В1 должна вырасти до 43%.
Отдельное внимание в языковом планировании уделено переходу письменного языка с кириллицы на латинский алфавит. Создатели понимают, что этот процесс не может быть быстрым, поэтому не ставят жёстких сроков по переходу. Кроме того, как говорится в концепции, правила казахского алфавита и орфографии ещё не утверждены соответствующими нормативными документами. На это нужно время. Сейчас в плане переход на латиницу к концу 2027 года хотя бы 5% «участников письменной коммуникации». К 2029-му показатель нужно увеличить до 15%.