В Алматы обсуждают проект введения платы за проезд неэкологичных автомобилей по центральным районам. Это попытка властей решить сразу несколько серьёзных проблем, которые копились в Южной столице последние несколько лет. Факторов много: слишком большое количество автотранспорта для существующей транспортной инфраструктуры, ухудшение из-за этого экологической ситуации. Всё это — следствие куда более объёмной и экономически сложной проблемы по неконтролируемой внутренней миграции в Алматы. «Нерезиновый» город просто не выдерживает такого потока приезжих из регионов.
Судя по данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, потоки внутренних мигрантов в Алматы за последние четыре года увеличились. Если ещё в 2019 году численность приезжих в этот южный мегаполис из регионов составляла 82,5 тыс. человек, то по итогам прошлого года показатель вырос в полтора раза, до 129,4 тыс. человек.
Сальдо миграции в Южной столице занимает второе место по РК после Астаны. Так, в столице разница между приехавшими и уехавшими в прошлом году достигла 73,2 тыс. человек, а в Алматы она составила 36,1 тыс. человек. При этом Астана — молодой растущий город, а Алматы — гораздо более «устоявшийся» мегаполис с долгой историей. Для сравнения: в третьем крупнейшем мегаполисе Казахстана, Шымкенте, сальдо миграции составило всего 9,4 тыс. человек.
Заметим: положительное сальдо внутренней миграции в 2024-м демонстрировали только мегаполисы и Алматинская область как часть Алматинской агломерации. Из остальных регионов убыло намного больше жителей, чем прибыло — это демонстрирует отрицательное сальдо. То есть привлекательным для внутренних мигрантов является не только сам Алматы, но и прилегающая область — лишь бы поближе к Южной столице. Подробнее о возможных сценариях развития Алматинской агломерации мы писали отдельный любопытный материал.
В целом надо отметить, что власти РК — правительство, акиматы — принимают меры для решения проблем беспорядочной урбанизации и перегрузки Южной столицы и прилегающей области. В частности, приняты Комплексный план развития Алматинской агломерации на 2024–2028 годы, Генеральный план города Алматы, Генеральный план города Алатау Алматинской области — «умного» города, призванного разгрузить Южную столицу и перенаправить миграционные потоки в рамках устойчивого развития. Реализация всех этих проектов остро необходима сегодня, и за их развитием мы продолжаем пристально следить.

«В большинстве случаев миграция носит вынужденный характер из-за снижения качества инфраструктуры регионов, условий жизнеобеспечения, отсутствия возможностей постоянной занятости и т. д. Чистый отток населения за пять лет из трудодефицитных регионов составил 103,1 тыс. человек, при этом за счёт управляемого перетока был возмещён 31% выбывшего населения», — прокомментировала ситуацию на заседании по итогам работы за 2024 год глава Министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН) РК Светлана Жакупова.
Данные, которые раз в год публикует на своём сайте это ведомство, свидетельствуют о том, что в эту статистику включены и кандасы — этнические казахи, ранее не имевшие гражданства РК. Например, за прошлый год из густонаселённых в трудодефицитные регионы было переселено около 9 тыс. человек, из них 3 тыс. человек пришлось на кандасов.
Неэффективность программы переселения как инструмента контроля внутренней миграции демонстрируют цифры. Сравним: за год по северным регионам были расселены 9 тыс. человек, для них из бюджета выделили средства на помощь при переезде, а вместе с тем только в Алматы переселились более 129 тыс. человек. К тому же выяснилось, что программа добровольного переселения не обошлась без финансовых правонарушений. Генеральная прокуратура РК выявила факты злоупотреблений и хищений на сумму более 1 млрд тг. Нарушения допускались при получении государственной компенсации 50% стоимости приобретаемого переселенцами жилья. Выяснилось, что квартиры и дома переезжающие приобретали по ценам выше рыночных. Позже были внесены изменения в законы, которые позволили устранить эту лазейку.

Почему внутренние мигранты не горят желанием ехать на север, а хотят «покорять» мегаполисы — в частности, «нерезиновую» Южную столицу? Помимо аргументов, приведённых Светланой Жакуповой, добавим ещё несколько. Алматы становится магнитом для казахстанцев из регионов, в первую очередь, из-за лучших экономических возможностей для семей. Например, заработная плата в Южной столице на 23,9% выше, а среднедушевые номинальные доходы — на 53,7% больше, чем в среднем по РК. Если по стране этот показатель составляет 220,3 тыс. тг, то для жителей Алматы — 338,7 тыс. тг.
В Алматы выше шансы получить более высокооплачиваемую работу при наличии образования и востребованной специальности, чем во многих регионах. Это особенно актуально для сфер образования, здравоохранения и цифровой индустрии. Ещё один плюс: с учётом зарплаты у алматинцев меньше доля затрат на продовольствие и аренду квартиры. Все расчёты приведены в таблице. Вывод: жить в этом мегаполисе экономически легче, нежели в регионах.
Однако есть много «но», которые тоже не стоит игнорировать.
Переезд в такой большой город заставляет новых жителей сталкиваться с массой барьеров, а сам мегаполис — буквально задыхаться от перенаселённости. Так, согласно данным РГП «Казгидромет», по итогам 2024 года Алматы вошёл в список казахстанских городов со стабильно высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Это в первую очередь связано с транспортом. Очень серьёзными испытаниями для приехавших могут быть проблемы с пропиской, устройством детей в сады и школы, очереди в больницах, ЦОНах и т. д. Несмотря на то, что город носит гордое звание культурной столицы и пытается активно привлекать иностранных туристов, как раз культурных мероприятий и событий для такого большого мегаполиса откровенно недостаточно. Этой социокультурной теме мы ещё посвятим отдельный материал.

А как регулируют численность населения мегаполисов в других странах? Есть как положительные, так и отрицательные примеры. Так, в столице Узбекистана Ташкенте много лет действовал институт «прописки», и получить регистрацию в городе могли только те, кто имеет там недвижимость в частной собственности. Только в прошлом году законодатели сняли ограничения и ввели единый порядок регистрации. Было также принято стратегическое решение построить город-спутник, чтобы разгрузить столицу от перенаселённости.
В Бразилии с проблемой перенаселённости столицы столкнулись ещё в середине прошлого столетия. Чтобы оградить Рио-де-Жанейро от огромных потоков внутренних мигрантов, власти приняли решение перенести столицу в город Бразилиа. Это не только помогло решить проблему урбанизации Рио-де-Жанейро, но и положило начало более активному региональному развитию.
Власти Пекина в прошлом году отрапортовали о своих достижениях: в течение шести лет столица сдерживает рост численности населения и даже добилась небольшого сокращения. Инструменты, которые применялись властями Китая для прекращения агрессивного роста численности приезжих, были жёсткими — например, переселение граждан из центра города на его окраины. Также были приняты меры для «выселения» за городскую черту многих предприятий.
Для сравнения приведём и максимально негативный пример. Мегаполис Дакка, столица Бангладеш, один из самых перенаселённых городов планеты. Низкий уровень развития экономики города вкупе с отсутствием чёткой политики градостроительного развития превратили часть города в трущобы. Высокий уровень безработицы, антисанитария, большая доля семей, находящихся в бедности — лишь часть социальных проблем Дакки.
