ЕНПФ. Количество оказанных услуг. Январь–сентябрь 2021

8 просмотров

Пандемия ускорила темпы цифровизации во всём мире. Ожидаемо выросла потребность в своевременном получении услуг, оказываемых различными организациями населению, дистанционно. В Казахстане множество государственных сервисов также было переведено из отделений госструктур в онлайн-режим. В 2020 году количество автоматизированных госуслуг в РК выросло до 83%. Кроме того, уже сейчас в электронном формате можно получить более 90% услуг министерств страны.

Автоматизации и оптимизации государственных услуг в РК уделяется пристальное внимание. Эта сфера и связанные с ней задачи — одно из основных направлений государственной программы «Цифровой Казахстан». Одной из госструктур с наиболее высоким уровнем цифровизации является Единый накопительный пенсионный фонд РК: полностью автоматизированы более 90% услуг фонда.

Сложившаяся ситуация, связанная с пандемией COVID-19 и повсеместными ограничительными мерами, доказала актуальность проводимых из года в год работ по автоматизации услуг ЕНПФ, особенно с учётом постоянно расширяющейся базы участников пенсионной системы. Напомним, на 1 октября текущего года количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков ЕНПФ составило уже 11,5 млн — на 0,5% больше, чем годом ранее. При этом за пять лет количество ИПС выросло на 16,4%. В текущем году увеличение показателя наблюдается по всем видам вкладов. Наибольший рост количества ИПС вкладчиков отмечен в сегменте добровольных пенсионных взносов (+25,9% за год). Далее идут обязательные профессиональные пенсионные взносы (+5,2% к количеству ИПС) и обязательные пенсионные взносы (+0,2%).

Несмотря на сложности, связанные с пандемией, за девять месяцев текущего года Единый накопительный пенсионный фонд оказал своим вкладчикам 30,3 млн услуг — на 45,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом среди них сразу 73,2%, или 22,2 млн услуг, было оказано в электронном формате. По сравнению с предыдущим годом популярность онлайн-сервисов выросла на 71,2%.

В личном кабинете, который доступен как на сайте, так и в мобильном приложении ЕНПФ, вкладчики имеют возможность в любое время и в любом месте получать услуги — такие, как, например, получение выписки с индивидуального пенсионного счёта, внесение изменений и дополнений в свои реквизиты, получение справки о наличии ИПС, отслеживание статуса заявления на выплату и многое другое.

Кроме того, в автоматическом формате («беззаявительные» обращения) оказано 5,1 млн услуг, или 16,9% от общего объёма. Сюда входит, к примеру, автоматическое открытие индивидуальных пенсионных счетов по учёту обязательных пенсионных взносов (ОПВ) или добровольных пенсионных взносов (ДПВ). В случае отсутствия у физического лица в ЕНПФ открытого ИПС, он открывается в информационной системе ЕНПФ автоматически при поступлении первого взноса. С 26 октября 2021 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым в автоматическом режиме открываются ИПС по учёту обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Заметим: мобильное приложение ЕНПФ в сервисе Google Play, в категории «финансы», входит в ТОП-10 лучших приложений.

Пока готовился обзор, появилась информация, что получить отдельные пенсионные услуги в ЕНПФ можно даже без предъявления удостоверения личности. Для этого достаточно иметь его цифровую (электронную) версию на смартфоне в приложении еGovMobile.

Казахстанцы, со своей стороны, также ожидают дальнейших цифровых решений от государственных органов. Наблюдается ежегодное повышение уровня цифровой грамотности населения. Доля пользователей, владеющих навыками использования персонального компьютера, смартфона, планшета или ноутбука, а также использующих стандартные программы и получающих услуги и сервисы через интернет, увеличилась с 79,9% в 2019-м до 82% в 2020 году.

Среди регионов страны лучшие показатели по уровню цифровой грамотности населения демонстрируют города Нур-Султан и Алматы, а также Алматинская, Кызылординская и Костанайская области.