Национальный план развития Казахстана до 2025 года. Общенациональный приоритет «Справедливая социальная политика». 2021

134 просмотров

Казахстан официально считает себя социальным государством, об этом говорится в Конституции страны. В ней не уточняется, что именно это значит, однако имеются статьи, согласно которым государство обязуется обеспечить гражданам защиту от безработицы, выплату пенсий, бесплатное среднее образование, гарантированный объём медицинской помощи и так далее.

Отсутствие чётких формулировок позволяет стране не ограничивать себя следованием какой-либо строго определённой социальной политике. По своей природе понятие «социальное государство» включает в себя множество факторов, обеспечивающих защиту и поддержку населения. Они играют важную роль в улучшении благосостояния населения и в защите уязвимых групп, а также помогают снижать уровень бедности и социального неравенства среди граждан.

В Национальном плане развития Казахстана до 2025 года общенациональный приоритет «Справедливая социальная политика» включает пять стратегических показателей:
• рост реальных денежных доходов населения;
• долю доходов наименее обеспеченных 40% населения в общем объёме доходов населения;
• уровень безработицы;
• доступность жилья;
• расходы домашних хозяйств на продовольственные товары.

Согласно отчёту о реализации Нацплана за 2021 год, в целом по республике достигнуты 4 показателя из 5. Проблемным оказался лишь тот, что касается доходов наименее обеспеченных 40% населения: здесь плановый показатель должен был составлять 23,42% от общих доходов населения, а дотянул лишь до 22,3%. Недостижение было вызвано пандемией и карантином. Ограничительные меры и ухудшение экономического положения на рынке труда привели к серьёзным последствиям в сфере занятости, уточняется в отчёте.

По официальным данным, жильё в стране стало более доступным, а доля продуктов питания в расходах домохозяйств оказалась даже чуть ниже плановой (52,8%, против 53,1% согласно ожиданиям).

Уровень безработицы, согласно заявленным планам на 2021 год, должен был составить 5%, с чем Казахстан также справился, достигнув 4,9%. Причём это единственный показатель, где плановый уровень достигнут во всех регионах. Впрочем, уровень не более 5% сохраняется в среднем по РК с конца 2014 года.

Больше всего Казахстан преуспел в увеличении реальных денежных доходов населения. Согласно плану, прирост к уровню 2019 года должен был составлять 5%, а по факту достиг 8,5%, то есть на 3,5 п. п. больше ожидаемого. В региональном разрезе заметное превышение плановых показателей было зафиксировано в Карагандинской (на 16,2 п. п.) и Павлодарской (на 7,7 п. п.) областях, а также в столице (на 7,2 п. п.). В то же время даже при таком успешном в среднем по РК результате сразу в четырёх регионах показатель не был достигнут: в Алматы до планового значения не дотянули на 2,3 п. п, в Кызылординской области — на 4,2 п. п., а в Атырауской и Мангистауской областях и вовсе вместо роста доходов наблюдался спад на 2,7% к уровню 2019 года. Примечательно, что, судя по Нацплану, в Астане и ЗКО ожидалось плановое снижение доходов населения, правда, не столь быстрыми темпами, как ранее.

Мы решили проверить, как оценивают социальное благополучие РК международные рейтинги. Скажем, в рейтинге стран по размеру месячной зарплаты после уплаты налогов от Numbeo Казахстан занимает на текущий момент лишь 77-е место из 106.

Кроме того, качество жизни в стране, согласно данным этого же портала, оказалось в РК очень низким. В рейтинге оцениваются такие показатели, как покупательная способность, безопасность, здравоохранение, стоимость жизни, соотношение стоимости недвижимости и дохода, климат, уровень загрязнения и загруженность трафика. Казахстан занял 76-е место из 87 и вошёл в число стран-аутсайдеров рейтинга. Лучшие показатели были отмечены в Швейцарии, Дании и Нидерландах, худшие — в Нигерии.

Примечательно, что Numbeo ориентируются как на официальные статистические данные, так и на данные, введённые жителями входящих в мониторинг стран. Соответственно, рейтинги портала отражают не только официальную статистику, но и мнение жителей, находящихся непосредственно в странах-участницах.