В сентябре текущего года Правительство РК и публичное акционерное общество «Сбербанк России» заключили соглашение о создании платформы цифрового правительства. Был подписан меморандум о сотрудничестве.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин отметил, что «сейчас eGov можно сравнить с миллионами старых хижин», на месте которых хотят построить «десятки качественных новостроек со встроенной техникой».
При этом хочется заметить: только за первые десять лет работы портала, с 2006 по 2016 год, на создание и работу «электронного правительства» было потрачено около 46 млрд тг. Кроме того, в год, по сообщению LS.kz, расходы на сопровождение информационных систем в РК составляют около 9 млрд тг, на создание — порядка 17,3 млрд тг, причём сумма регулярно растёт. Почему всё это вылилось в «миллионы старых хижин», и без российского партнёра не будет функционировать нормально — вопрос риторический.
Редакции Ranking.kz, как многим в РК, до сих пор неясен выбор в пользу «Сбербанка России». Фактически для развития такого ключевого инструмента, как наше «электронное правительство», правительство РК привлекает другое государство — Россию, в лице Сбербанка (50% акций банка принадлежат правительству РФ). При этом в рейтинге стран мира по развитию «электронного правительства» Казахстан демонстрирует активную динамику роста, в то время как Россия, напротив, ухудшает свою позицию. Напомним: Казахстан в 2020 году улучшил позицию на 10 строчек, и расположился на 29-м месте, в то время как Россия ухудшила индекс на 4 позиции, расположившись на 36-м месте.
Таким образом вырисовывается следующая парадоксальная ситуация: правительство РК просит помощи по развитию «электронного правительства» у другой страны, которая, в свою очередь, значительно уступает нашей. Даже если считать «Сбербанк» отдельной от государства структурой, непохоже, что в самой РФ эта структура как-то повлияла на улучшение цифровой ситуации…
В Казахстане сегодня есть государственные компании и государственный орган, которые непосредственно ответственны за развитие «электронного правительства». Среди них, например:
• Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
• АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг „Зерде”»;
• АО «Национальные информационные технологии»;
• НАО «Государственная корпорация „Правительство для граждан”»;
• Комитет государственных услуг Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
В целом для развития «электронного правительства» МЦРИАП РК выделяется колоссальный объём бюджетных средств. Так, в рамках проекта республиканского бюджета на 2021–2023 годы, на развитие «электронного правительства», инфокоммуникационной инфраструктуры и информационной безопасности предусмотрено 79 млрд тг в 2021 году, 61,8 млрд тг — в 2022-м и 42,5 млрд тг — в 2023 году.
Несмотря на то, что из бюджета уже предусмотрено выделение существенных сумм на развитие сектора, в рамках меморандума АО «НИТ» получит от Сбербанка России кредит под госгарантию на 500 млн долл. США — это более 200 млрд тг. Т. е. правительство РК в лице казахстанской нацкомпании возьмёт у Сбербанка кредит, который в дальнейшем вернёт с процентами, чтобы им же оплатить услуги.
Фактически подписание меморандума ставит под вопрос эффективность деятельности министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, равно как и эффективность множества госпрограмм, направленных на развитие цифровизации в стране. Кроме того, «переход к платформенной модели цифровизации в Республике Казахстан (платформа GovTech) на базе решения Platform V „Группы компаний СБЕР”», как сказано в меморандуме, увеличивает риск недоверия граждан, и, вероятно, мирового сообщества по отношению к правительству нашей страны.