МСП РК: чего добились малые и средние предприятия Казахстана и какие изменения ждут их в ближайшем будущем?

Фото: https://www.shutterstock.com/

4 705 просмотров

Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет в экономике Казахстана всё более важную роль, вес сектора стабильно прирастает. Так, по итогам 2023 года доля МСП в ВВП достигла 36,5%, в то время как пятью годами ранее, в 2018-м, она составляла 28,4%.

По итогам первого квартала текущего года малые и средние предприятия выпустили продукции уже на 16,8 трлн тг — сразу на 22% больше, чем годом ранее (или плюс более чем 3 трлн тг).

Влияние МСП на рынок труда РК очень велико: на таких предприятиях заняты более чем 4,2 млн казахстанцев и прочих жителей республики, или 44,7% от общей численности экономически активного населения страны.

В целом субъекты МСП в Казахстане традиционно пользовались рядом мер государственной поддержки. К примеру, развитию предпринимательской деятельности в секторе способствовал мораторий на проверки субъектов микро- и малого бизнеса, действовавший до января текущего года.

Разного рода меры для развития МСП — моратории на проверки, а также всевозможные налоговые льготы — предпринимаются во множестве развитых стран и при грамотном подходе всегда дают результаты, так что РК стоит продолжать придерживаться именно этого курса.

МСП РК: чего добились малые и средние предприятия Казахстана и какие изменения ждут их в ближайшем будущем?

Правительство РК пересмотрело меры поддержки бизнеса. Разработана и принята Комплексная программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, объединившая программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей».

Так, например, расширяется инструмент гарантирования по кредитам: увеличены суммы гарантий, предоставлена возможность для субъектов бизнеса получить гарантирование на рыночных условиях по суммам кредита более 1 млрд тг.

Кроме того, в программе предусмотрен альтернативный инструмент государственной поддержки — синдицированное кредитование, которое предполагает финансирование крупных проектов до 15 млрд тг одновременно несколькими банками. Также значительно расширены условия предоставления облигационных займов.

В то же время будут и ограничения. Так, к примеру, предусмотрено оказание поддержки только эффективным проектам, а среди новых — преимущественно предприятиям в сфере обрабатывающей промышленности (около 50%).

Кроме того, для снижения нагрузки на бюджет срок субсидирования проектов в сфере услуг сокращён с 5 до 3 лет. Предусмотрен дифференцированный метод субсидирования проектов МСП с поэтапным переходом на рыночные условия. Оптимизированы отдельные сферы услуг, подлежащие субсидированию.

Для экономики РК, с её всё ещё достаточно сильной сырьевой зависимостью, сильный сектор МСП был и остаётся критически важным. Поэтому поддержка малых и средних предприятий должна быть всесторонней.

Об этом же в отношении МСП говорил и президент страны Касым-Жомарт Токаев, отдельно подчеркнув: «Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере».

Мы будем следить за введением или же ограничением тех или иных мер поддержки, финансированием и налогообложением МСП и влиянием предпринимаемых шагов на этот стратегически важный для республики сектор.

МСП РК: чего добились малые и средние предприятия Казахстана и какие изменения ждут их в ближайшем будущем?