Застройщики не успевают обеспечить население жильём: для достижения норм ООН необходимо вводить на жителя более 1 квадратного метра в год, однако пока показатель едва достиг 0,6 «квадрата»

24 просмотров

Управляемая урбанизация — одна из ключевых точек роста экономики РК. Согласно Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года, чтобы сформировать современную постиндустриальную экономику, необходимо сосредоточить в городской местности не менее 70% населения.

По итогам I полугодия в РК в городах проживает 10,5 млн человек — на 4% больше, чем годом ранее. Это уже 57,6% от всего населения РК против 57,3% год назад и всего 54,6% — в 2011 году, до принятия прогнозной схемы.

Ведущий фактор управляемой урбанизации — программы по обеспечению населения доступным жильем. С одной стороны, жилстрой в РК уверенно развивается. Объёмы ввода жилья в эксплуатацию выросли за год на 11,6%, до 8,8 млн кв. м, по итогам января-сентября 2018. Ввод жилой площади на душу населения в этом периоде также увеличился: на 10,1% за год, до 0,48 кв. м на человека.

С другой стороны, этого явно недостаточно. По социальным стандартам ООН на каждого жителя страны должно приходиться не менее 30 квадратных метров жилья, а в РК к началу текущего года этот показатель составлял всего 21,6 кв. м — и это лишь на 0,2% больше, чем в 2016-м, темпы роста крайне низки. По этому показателю Казахстан отстаёт от России (23,4 кв. м) и КНР (32 кв. м).

Опыт зарубежных стран показывает, что для кардинального улучшения жилищной обеспеченности в приемлемые сроки — на протяжении жизненного цикла одного поколения — строительная активность должна составлять около 1 кв. м на жителя в год. Между тем по итогам всего 2017 года ввод жилья на человека в РК составлял всего 0,62 кв. м, а в текущем году он предположительно будет немногим менее 0,7 кв. м, чего явно недостаточно для достижения стандартов ООН.

Для улучшения ситуации на рынке жилья государственные программы обеспечивают комплексный механизм использования инструментов господдержки жилищного строительства. На госуровне сформирована линейка возможностей для операторов всех игроков рынка жилстроя и ипотеки для наиболее эффективного комбинирования инструментов поддержки.

К примеру, наблюдается синергетический эффект работы Фонда гарантирования жилищного строительства и программы «Нұрлы жер»: ФГЖС поддерживает долевое жилищное строительство через реализацию механизма защиты долевых вкладов. Благодаря программе ФГЖС по гарантированию кредитов дольщиков на приобретение строящегося жилья, казахстанцы могут приобрести жилье, имея лишь 30% от его стоимости (квартиры до 50 млн тг, что выше, чем по другим госпрограммам).

Если объединить возможности ФГЖС с ресурсами программы «7-20-25», можно также получить большой эффект в ускорении процессов доступности жилья для населения, с одной стороны, и увеличить мотивацию застройщиков участвовать в госпрограммах — с другой.

Фонд поддерживает жилищное строительство, открывая застройщикам прямой доступ к средствам дольщиков.
Плюсы:
• возможность снизить стоимость финансирования строительства;
• возможность реализовывать жильё с начала строительства.

Также фонд повышает доступность жилья для населения.
Плюсы:
• не требуется дополнительный залог;
• надежная страховка для дольщиков, гарантия получения жилья в срок;
• возможность приобрести заветные «квадраты» по более низкой цене.

Напомним, стоимость жилья в строящихся домах значительно ниже, чем в построенных*. Так, в Астане разница в цене между «квадратом» в построенном доме и в том, который будет сдан в 2020 году, составляет 21,2%, в Алматы — сразу 45,2%.

Согласно прогнозным данным жилищного строительства, в соответствии с индикаторами Программы развития регионов до 2020 года, доля долевого строительства составляет на ближайшие годы порядка 60%. При этом фонд планирует охватить гарантиями 50% рынка долевого строительства к 2023 году.

*По данным онлайн-каталога новостроек Flatfy.