О проблемах обманутых дольщиков мы пишем регулярно — из года в год, много лет подряд. И, конечно, самое очевидное решение для казахстанцев, которые не хотят оказаться в числе несчастных, оставшихся и без денег, и без жилья — обращаться к крупным проверенным застройщикам, а вступая на уровне строительства — заключать только договоры долевого участия и только если у компании есть гарантия АО «Казахстанская Жилищная Компания» (КЖК), участие в проекте БВУ или разрешение акимата.
Вот только есть одна большая проблема. Ладно, с наличием в регионах тех самых крупных застройщиков всё понятно: бизнес сам решает, где строить, тут государство не может повлиять на его присутствие в регионе. Но решают ли реально что-то те самые гарантии для большинства казахстанцев? Точнее, конкретно гарантии органов, контролируемых государством — КЖК и акиматов? Приходится с сожалением констатировать, что нет, не решают. Совершенно.
Заходим на портал КЖК и смотрим список тех самых надёжных застройщиков, которые получили-таки гарантию — от КЖК ли, БВУ или акимата. И что мы видим? Сразу в восьми из 20 регионов страны нет ни одного такого застройщика. То есть совсем, буквально: ноль.
Выходит, у нас ничего не строится в одном из самых густонаселённых регионов — Туркестанской области? Насколько это может быть похоже на правду? Да нет, строится, сам аким области Дархан Сатыбалды говорил о проблемах обманутых дольщиков буквально в этом году. Нет проблем (или вообще нет застройки) в Северо-Казахстанской области? Тоже есть, только недавно СМИ писали, что именно в этом регионе осудили застройщиков, обманувших дольщиков на 400 млн тг. Или у нас в Кызылординской, Карагандинской областях люди не живут?
Тем временем ещё в пяти областях, помимо «нулевых» восьми, всего 1–5 объектов, охваченных гарантией. На карте выше можно наглядно полюбоваться.
Проще написать, где у нас, судя по данным портала КЖК, вообще живут люди и ведётся стройка. В обеих столицах, что вполне ожидаемо. И ещё понемногу — в Костанайской, Атырауской областях и Шымкенте. И всё.
А что делать всем остальным казахстанцам, которым «не посчастливилось» родиться в этих «избранных» регионах? И в чём смысл Единого оператора жилищного строительства, который работает только в двух крупнейших городах страны? В которых, кстати, тоже всё по-прежнему плохо. Буквально в августе СМИ сообщали, что ГУ «Управление контроля и качества городской среды города Астаны» выявило в столице очередные 426 нарушений. То есть мало того, что в половине регионов страны Единый оператор не присутствует в принципе — но даже там, где он присутствует, закон по-прежнему застройщикам не указ.
Да и в целом, к примеру, как писали СМИ, по данным Министерства промышленности и строительства РК, сегодня в нашей стране насчитывается 581 объект, строящийся с привлечением средств дольщиков, из них не имеет необходимого разрешения 421 жилой комплекс — то есть 72,5%. Напомним: КЖК только в сегодняшнем виде работает в Казахстане с начала 2021 года. Эти цифры мало похожи на какой-то значимый, реально позитивный для казахстанцев результат.
Ну и, наконец, из 914 объектов долевого строительства, имеющих право привлекать средства дольщиков, судя по данным «Казреестра», сразу 539 — объекты застройщиков, участвующих в проектах БВУ, то есть 59%. Ещё 132, или 14,4% — объекты, получившие разрешения от МИО.
На объекты, получившие гарантию КЖК, приходится лишь 243, или всего 26,6%. Из них строятся сейчас всего 38 объектов — на весь Казахстан.
Так, может, отдать всю эту систему банкам, раз выходит, что они справляются лучше всего — если справляются, конечно? Потому что сейчас ситуация выглядит так, будто от работы Единого оператора жилищного строительства большинству граждан нашей страны ни жарко ни холодно, а проблема обманутых дольщиков как не имела вообще никакого решения в подавляющем большинстве регионов, так не имеет и по сей день.