Монополисты под контролем: казахстанцам вернули 20 миллиардов тенге

Фото: https://www.shutterstock.com/

Процесс тарифообразования и контроль над коммунальной сферой Казахстана, а также над субъектами естественных монополий (СЕМ) — важная часть работы уполномоченных органов, необходимая для защиты прав потребителей. Государственный контроль в сфере СЕМ осуществляет Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) МНЭ РК.

Для осуществления контроля КРЕМ МНЭ РК принимает следующие меры:

  • возбуждает дела об административных правонарушениях;
  • выносит предписания об устранении нарушения законодательства РК о естественных монополиях;
  • передаёт материалы в правоохранительные и иные органы.

Контроль включает в себя всю деятельность СЕМ. Так, например, контроль над расходованием средств СЕМ, предоставляющих регулируемые коммунальные услуги, осуществляется путём рассмотрения годовых отчётов об исполнении тарифных смет и инвестиционных программ.

Также КРЕМ МНЭ РК совместно с отраслевыми госорганами и МИО следит за целевым использованием средств потребителей для исполнения мероприятий инвестиционной программы. Важно и то, что для контроля над монополистами привлекаются общественность и технические эксперты.

Если же СЕМ не выполняют принятые на себя обязательства, КРЕМ МНЭ РК обеспечивает возврат средств потребителям, для этого работает такой инструмент, как временные компенсирующие тарифы (ВКТ). В текущем году казахстанцем уже вернули почти 20 млрд тг.

Монополисты под контролем: казахстанцам вернули 20 миллиардов тенге

Для повышения прозрачности процесса тарифообразования с 2019 года внедрена база «Монополист» (БМ), с помощью которой автоматизирован процесс подачи заявок, отчётов и уведомлений СЕМ и субъектов общественно значимых рынков (СОЗР).

С 4 сентября 2023 года введена в действие обновлённая версия БМ, которая повысила прозрачность и открытость всего процесса тарифообразования — от направления заявок на утверждение тарифных смет и инвестиционных программ в цифровом формате, публикации объявлений о проведении публичных слушаний, утверждения тарифов и их изменений до отчётности по исполнению тарифных смет и инвестиционных программ.

Эта мера направлена на снижение возможных коррупционных рисков до минимума путём исключения взаимодействия представителей СЕМ с сотрудниками контролирующих органов.

Вместе с тем постатейное заполнение затратной части тарифной сметы в обновлённой версии БМ обеспечивает возможность проведения анализа и сверки данных, а также самостоятельного мониторинга цен и тарифов потребителями и всеми заинтересованными лицами.

Новая версия БМ интегрирована с другими государственными базами данных и электронными закупочными площадками, что даёт возможность сверки отчётных данных, представляемых СЕМ, на предмет их достоверности.

Кроме того, с 1 января 2022 года закупки СЕМ полностью переведены в электронный формат, интегрированный с информационной системой НПП «Атамекен» — «Единое окно закупок».

Все эти меры помогают повысить прозрачность процедуры закупок и обеспечить добросовестную конкуренцию среди потенциальных поставщиков.

Монополисты под контролем: казахстанцам вернули 20 миллиардов тенге

Вместе с тем в целях усиления контроля за деятельностью монополистов с 1 января 2024 года будет автоматизирован механизм государственного контроля в рамках Системы управления рисками (СУР), проверки будут назначаться без участия человека.

Кроме того, СУР направлена на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путём распределения субъектов контроля по степеням риска. Профилактические обследования также позволят усилить комплексный госконтроль деятельности СЕМ и предпринимателей.

Результат — максимальная прозрачность деятельности СЕМ и контролирующих органов перед потребителями, что, в свою очередь, гарантирует бесперебойное получение качественных услуг и защиту потребительских прав.

Важный момент: сегодня остаётся достаточно острой проблема скрытых участников рынка. Это монополисты (владельцы трансформаторов, станций и прочие), которые осуществляют деятельность самостоятельно, в основном в отдалённых регионах страны. Соответственно, фактически являясь СЕМ, такие предприниматели тем не менее не попадают под контроль государства, а потребители их услуг никак не защищены от необоснованного повышения тарифов, предоставления некачественных услуг и прочих существенных рисков. Уже выявлено и взято под контроль 28 таких предпринимателей, но по факту их намного больше.

Для безопасности населения всех подобных предпринимателей обязательно нужно взять под контроль и включить в реестр КРЕМ МНЭ РК. В этом вопросе большую роль играют сами граждане: важно, чтобы каждый столкнувшийся с такими монополистами сообщал о них в уполномоченные органы. Общественное мнение и информированность граждан должны стать драйвером усиления контроля и регулирования этих скрытых участников рынка со стороны госорганов.