Частные операторы грузовых вагонных парков уводят вагоны из РК.
В июне количество вагонов частных компаний в стране уменьшилось по данным международной компании NVAG Logistics GmbH на 8,8% год-к-году, парк частных операторов - сразу на 25,4%. По итогам июля годовое сокращение грузового вагонного парка составило уже 15,1% в целом по РК, и сразу 40,1% - для частных операторов.
В 2017 году среднесуточное нахождение вагонного парка на территории РК снизилось к 2016 году на 6,5 тысячи вагонов. Пессимистичная динамика связано с сокращением парка частных операторов сразу на 10 тысяч вагонов.
Причина ухода частников с рынка грузоперевозок - более выгодные условия в соседних государствах. Рыночная ставка на услуги оператора вагонов в Казахстане и СНГ в 2017 году увеличилась до уровня 8,5-10,5 тысячи в тенговом эквиваленте за сутки, без учета НДС. Так, к примеру, текущая ставка операторов на территории РФ составляет 1,8-2 тыс. рублей в сутки. При этом ставки АО «Қазтеміртранс», входящего в состав национального оператора «Қазақстан Темiр Жолы», остаются на уровне всего 6,15 тыс. тенге в сутки.
При сохранении текущей ставки ожидается дополнительный отток 2,5-3 тысяч вагонов частных операторов из страны.
Договоры между грузоотправителями Казахстана и мультимодальной транспортно-логистической компанией АО «КТЖ Экспресс», входящей в состав АО «НК «КТЖ», были заключены в январе-феврале 2017 года, однако с августа 2017 запланирован подъем ставки для грузоотправителей по краткосрочным договорам до уровня 9 тысяч тенге в сутки.
Повышение ставки позволит удержать частный вагонный парк на территории РК, и не допустить простой грузов, который рискует дойти до 6,5 млн тонн.
Так, к декабрю 2017 при поднятии ставки АО «Қазтеміртранс» до 9 тыс. тенге в сутки, парк частных операторов составит по прогнозам АО «НК «КТЖ» порядка 32,4 тысячи вагонов, однако при сохранении текущей низкой ставки - не превысит 26,4 тысячи вагонов.
Опасность простоя грузов тем более актуальна, что объемы железнодорожных грузоперевозок стремительно растут. По итогам 1 полугодия по РК было перевезено 176,1 миллиона тонн грузов и багажа, это на 14,4% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Грузооборот достиг 123,2 миллиарда тоннокилометров, +10,5% за год.
Показательно, что прирост в текущем году перебивает негативный тренд, начавшийся в 2015 году, когда грузооборот упал год-к-году на 16,1%, а объемы грузоперевозок - на 14,2%. Динамика с начала года позволяет спрогнозировать значительный прирост в сегменте железнодорожных перевозок грузов к концу текущего года.
На рост грузоперевозок несомненно влияют как рост промышленности в стране, так и рост экспортно-импортной активности Казахстана.
Так, по итогам первого полугодия, объем промышленной продукции вырос на 7,8% за год (в горнодобывающем секторе - на 9,4%, в обрабатывающем - на 6,5%). Для сравнения, по итогам прошлого года наблюдалось сокращение объемов продукции промсектора (минус 1,1% за год), как и в 2015 (минус 1,6%).
Выходит из кризиса и стремительно набирает обороты и импортно-экспортное направление: внешнеторговый оборот увеличился по итогам января-мая 2017 сразу на 29,2% к аналогичному периоду годом ранее, импорт - на 16,7%, экспорт - сразу на 37,6%. Для сравнения, по итогам 2016 года внешнеторговый оборот был в минусе на 19% за год, в 2015 - на 36,6%.
В новой экономической реальности транспортно-логистическое обеспечение выходит на первый план, и национальному оператору необходимо оперативно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить своевременную доставку грузов.