E-trading стремительно набирает популярность: доля электронной торговли от общего розничного оборота в РК достигла 10%

26 просмотров

Электронная торговля во всём мире развивается ускоренными темпами. Изменчивость мировых и национальных рынков, научный прогресс и внедрение инновационных технологий, а также информатизация и цифровизация общества стали основными драйверами роста сектора.

Глобальные платежи в интернет-сети набирают обороты из года в год. В 2020 году объём электронной торговли в мире составил 4,3 трлн долл. США — на 27,6% больше, чем годом ранее (3,4 трлн долл. США). Вместе с тем растёт и доля электронной торговли от общей суммы розничных продаж: в 2020 году показатель достиг 18% (в 2019-м — 13,6%).

По прогнозам eMarketer, в ближайшие несколько лет позитивная динамика в секторе электронной торговли сохранится. К 2024 году эксперты прогнозируют рост продаж до 6,4 трлн долл. США, причём доля составит 21,8% от всей мировой розничной торговли.

В разрезе стран наиболее развитая система электронной торговли наблюдается в Китае, США, Великобритании, Японии и Южной Корее.

В Казахстане рынок электронной торговли также стремительно растёт. При этом популярным это направление в стране стало относительно недавно. За последние три года доля e-trading в общем объёме розничной торговли заметно выросла, а пандемия COVID-19 только ускорила процесс. Так, если в 2018-2019 годах доля электронной торговли соответственно составляла 2,9% и 3,8%, то уже в 2020 году она выросла почти в 3 раза и достигла 9,7%.

Введение режима социального дистанцирования, карантин и другие ограничительные меры привели к фундаментальному сдвигу в структуре глобального спроса на онлайн-покупки товаров и оплату услуг, а также к росту использования цифровых инструментов коммуникации и дистанционного потребления.

Электронная торговля в Казахстане способствует развитию и увеличению объёмов внутренней и внешней торговли, безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и минимизации теневого оборота. В 2020 году объём безналичных платежей вырос в 2,4 раза, до 35,3 трлн тг. Тенденция роста наблюдается и в текущем году: за два месяца 2021 года объём безналичных платежей составил 7,8 трлн тг, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля онлайн-платежей, проведённых посредством интернета и мобильного телефона, составила 82% от общего объёма.

В разрезе международных платёжных систем 99,1% всех безналичных транзакций приходится на MasterCard Worldwide и VISA International.

Значительный рост объёма электронной торговли наблюдается как в сегменте B2C (business-to-consumers, потребительский рынок), так и в сегменте B2B (business-to-business, корпоративный рынок). Это связано с налаживанием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активным использованием безналичной оплаты во всех видах общественного транспорта. Сейчас в стране уже более 108 тыс. торговых предприятий, в которых можно оплачивать товары и услуги безналичным способом.

Малый и средний бизнес получил множество возможностей для перехода на безналичный режим оплаты. К примеру, сервис международной платёжной системы MasterCard — Tap on Phone — позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса принимать бесконтактные платежи с помощью смартфона, используя его как терминал. Таким образом предприниматели экономят средства на покупке POS-терминала, а также заметно расширяют клиентскую базу. На данный момент сервис пользуется наибольшим спросом у предприятий фастфуда, розничных магазинов, цветочных бутиков, такси и т. д. Сервис отличается высоким уровнем безопасности — MasterCard является лидером в осуществлении безопасных платежей для продавцов и клиентов.

Впрочем, в РК сегменты B2B и B2C в электронной торговле всё ещё развиты слабо. Зачастую распространение электронной торговли B2B замедляется неосведомлённостью продавцов и производителей о существовании платформ и принципах работы на них, как и об особенностях взаимоотношений с дистрибьюторами.

В этих условиях возникает вопрос о предоставлении помощи малому бизнесу. В госпрограмме развития торговли РК отмечено, что в целях повышения компетенций предпринимателей в сфере электронной торговли будут проводиться обучающие мероприятия по выходу продавцов на рынок e-commerce.

К примеру, в текущем году в Казахстане запущен бесплатный образовательный проект по стимулированию e-commerce среди МСБ. Для предпринимателей проведена серия вебинаров от ведущих независимых экспертов. Организаторы — проект USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды, Фонд развития предпринимательства DAMU, финтех-хаб МФЦА и международная платёжная система Mastercard. Серьёзное внимание во время вебинаров будет уделено рекламе, цифровому продвижению и безналичным платежам.