За девять месяцев 2023 года автозаводы РК выпустили 109,6 тыс. автомобилей, прицепов и полуприцепов — сразу на 39,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Для сравнения: в целом за 2022 год было произведено 113,9 тыс. автомобилей, прицепов и полуприцепов. За пять лет выпуск автомобилей вырос почти впятеро.
Большая часть произведённых за январь–сентябрь 2023 года автотранспортных средств пришлась на легковые автомобили: 99,5 тыс. ед. Следом идут грузовые автомобили (7 тыс. ед.), автобусы (1,9 тыс. ед.), специальные и специализированные автомобили (346 ед.), а также прицепы и полуприцепы (815 ед.).
С ростом производства увеличивается и потребность в работниках: так, по итогам третьего квартала текущего года списочная численность рабочих в сфере производства автомобилей, прицепов и полуприцепов достигла 5,8 тыс. человек, увеличившись сразу на 28,2%, а за пять лет — почти втрое. Фактическая численность рабочих в секторе выросла на 30,4%, до 6 тыс. человек.
Спрос на технических специалистов будет только увеличиваться. Курс на поколение инженеров и промышленников ещё в прошлом году обозначил и президент РК Касым-Жомарт Токаев. Он также обратился к бизнесу с задачей создания качественных рабочих мест, в частности призвал взять шефство над колледжами и обучать молодёжь на собственных предприятиях, оснащать лаборатории и мастерские.
Ряд крупных предприятий уже давно работает и сотрудничает с учебными заведениями. К примеру, компания ERG много лет сотрудничает с колледжем в Павлодаре, где на предприятиях ERG (АО «Алюминий Казахстан» и АО «Казахстанский электролизный завод») 100% обучающихся получают рабочие места для производственной практики. Также горнорудная компания KAZ Minerals сотрудничает с университетом в организации практики и трудоустройства выпускников.
В соседней России крупнейший автогигант «АвтоВАЗ» много лет сотрудничает с колледжами. Так, к примеру, Тольяттинский машиностроительный колледж уже 35 лет успешно справляется с подготовкой профессиональных рабочих кадров для предприятия, где немаловажную роль в подготовке квалифицированного специалиста играет трудовая практика на производстве.
С проблемами, связанными со значительным ростом потребности в квалифицированных кадрах в секторе, а также с подготовкой техников и инженеров успешно справляется автозавод Allur, который активно инвестирует в сферу образования, особенно в технические специальности, путём запуска образовательных программ, сотрудничества с учебными заведениями и предоставления стипендий, стажировок и практики. Так, компания активно участвует в развитии материально-технической базы подшефного Костанайского колледжа автомобильного транспорта, где в 2023 году открылась специальность «Автомобилестроение». С 2022 года успешно идёт набор в целевые группы: 210 студентов Allur.
8 основных колледжей Костанайской области, где расположен автозавод, входят в единую систему профессиональной подготовки кадров и дуального обучения Группы компаний Allur. Совместно с предприятием трансформируются и реализуются образовательные программы по специальностям автомобилестроительной отрасли, электроснабжения, экологии и природоохранной деятельности, сварочным и окрасочным технологиям и т. п. За три года практику на предприятии с оплатой труда и предоставлением бесплатных питания и проезда прошли более 3 тыс. студентов колледжей и вузов.
К слову, среднемесячная заработная плата в сфере производства автомобилей, прицепов и полуприцепов в третьем квартале текущего года составила 374,2 тыс. тг — на 32,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Фонд заработной платы в секторе вырос за год сразу на 63,6%, достигнув за январь–сентябрь текущего года 17,9 млрд тг — в 5,7 раза больше, чем пять лет назад.
Потребность в профессиональных кадрах будет только возрастать, учитывая открытие и запуск новых автозаводов. Уже несколько лет отрасль машиностроения является ключевым драйвером казахстанской экономики, а доля автопрома в ней уже достигла 44,5%. Так, в денежном выражении объём производства автомобилей, прицепов и полуприцепов за январь–сентябрь 2023 года достиг рекордных 1,3 трлн тг — сразу на 64,2% больше, чем за аналогичный период 2022-го (ИПП — 140,8%).
Более половины объёма выпуска в секторе пришлось лишь на Костанайскую область, где расположен крупнейший автозавод страны Allur. Значительный объём производства был зафиксирован также в Алматы, где расположены автозаводы Hyundai Trans Kazakhstan.
Автопром занимает уже 8,3% от всей обрабатывающей промышленности и 3,9% от всей промышленности РК. Для сравнения: годом ранее на эту отрасль приходилось 5,2% от обрабатывающей промышленности и 2,2% от всей промышленности страны.
О серьёзной заинтересованности в квалифицированных кадрах в Allur говорит и то, что доля автопрома от машиностроения в Костанайской области составляет внушительные 82,3%; более того, на долю производства автомобилей приходится почти половина от обрабатывающей промышленности и более трети от всей промышленности в регионе. Значительная доля автопрома в экономике приходится также на Алматы: 79,6% от машиностроения, 36,7% от обрабатывающей промышленности и 31,7% от всей промышленности в мегаполисе.