Автомобильная промышленность Казахстана за последнее десятилетие превратилась в один из главных драйверов обрабатывающего сектора экономики. Отрасль увеличила свою долю в обрабатывающей промышленности с 1,4% в 2015 году до 7,8% в 2024-м, то есть более чем в 5 раз. По итогам января–октября 2025 года автопром обеспечивает 7,1% от общего объёма обрабатывающей промышленности и занимает доминирующее положение в машиностроении с долей в 40,5%.
Объём производства вырос с 80 млрд тг в 2015 году до 1,9 трлн тг в 2024-м. За январь–октябрь текущего года объём производства автомобилей, прицепов и полуприцепов составил 1,7 трлн тг, увеличившись на 23,9% к аналогичному периоду 2024-го. Индекс физического объёма производства достиг 113,3%, что опережает показатели многих других отраслей обрабатывающей промышленности и значительно превышает среднее значение по обрабатывающему сектору (ИФО — 105,8%).
Развитие автопрома напрямую связано со стратегической задачей, обозначенной президентом Касым-Жомартом Токаевым — увеличением доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП страны. За январь–октябрь текущего года этот показатель составляет 13%, и автомобильная промышленность со своей заметной долей в обрабатывающем секторе вносит существенный вклад в достижение этой цели. Премьер-министр РК Олжас Бектенов подчёркивает, что именно в обрабатывающем секторе создаётся добавленная стоимость, открываются высококвалифицированные рабочие места и формируется технологический суверенитет страны. Отрасль стимулирует развитие смежных производств — от металлургии до электроники, — создаёт рабочие места и привлекает инвестиции.

Региональная структура производства демонстрирует явное доминирование Костанайской области. За январь–октябрь 2025 года регион выпустил автомобильной техники на 879,6 млрд тг, что составило более половины от всего объёма в отрасли. В Костанайской области произвели сразу 68,3 тыс. из 112 тыс. выпущенных в Казахстане легковых автомобилей и 2,1 тыс. грузовых автомобилей.
Концентрация половины всего автомобильного производства страны в одном регионе создаёт мощный индустриальный кластер. Вокруг заводов формируется инфраструктура производителей комплектующих, логистических центров, сервисных предприятий, что усиливает роль автопрома в обрабатывающей промышленности региона. Основу производства составляет компания Allur. Компания регулярно работает на усиление сектора: так, например, в текущем году Allur запустил мелкоузловую сборку кроссоверов Jetour X70 Plus по методу CKD. Углубление локализации увеличивает долю переработки внутри страны и напрямую повышает вклад в обрабатывающую промышленность. Также в регионе был запущен автозавод KIA Kazakhstan мощностью в 70 тыс. автомобилей в год.
Алматы занимает второе место с объёмом производства в 577,7 млрд тг, что составляет ещё треть от всего производства автопрома в стране. Здесь сосредоточены мощности Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty, которые за десять месяцев 2025 года выпустили 43,7 тыс. легковых автомобилей, 277 грузовых машин и 159 автобусов. В текущем году в регионе открылся мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan мощностью в 120 тыс. автомобилей (Chery, Changan и Great Wall Motor).
Карагандинская область с показателем в 100,2 млрд тг (5,8%) представлена предприятием QazTehna. Абайская область (65,8 млрд тг, 3,8%) — это «СемАЗ» и Daewoo Bus Kazakhstan, Акмолинская область (60,5 млрд тг, 3,5%) — «КАМАЗ-Инжиниринг», Астана (27,1 млрд тг, 1,6%) — Orbis Heavy Machinery, запущенный в 2022 году. Эти регионы формируют распределённую сеть производств по всей стране.

За январь–октябрь текущего года в Казахстане произвели 123,6 тыс. единиц автомобильной техники — на 15,4% больше, чем за аналогичный период 2024-го. Среди них было выпущено 112 тыс. легковых машин, 6,2 тыс. грузовых автомобилей и 2 тыс. автобусов, которые в совокупности составили более 97% от всей произведённой в стране автотехники. Восстановление после временного спада прошлого года демонстрирует устойчивость отрасли.
Долгосрочная динамика показывает более чем десятикратный рост производства: со 11,6 тыс. легковых авто, грузовиков и автобусов в 2015 году до 120,2 тыс. в 2025-м. Запуск новых мощностей кардинально изменит масштаб отрасли и её вклад в обрабатывающую промышленность. Так, уже упомянутая Костанайская область концентрирует наибольший производственный потенциал. Завод Allur имеет мощность в 125 тыс. автомобилей в год, к которой в 2025 году добавился запущенный завод KIA Qazaqstan с мощностью в 70 тыс. автомобилей в год. Суммарная мощность двух заводов в регионе составляет 195 тыс. автомобилей — это превышает текущий объём производства по всей стране и делает Костанайскую область абсолютным лидером казахстанского автопрома. Для сравнения: в 2024 году в Казахстане было произведено 147,4 единицы автотранспортной техники, из которых 144,6 тыс. составили легковые и грузовые автомобили, а также автобусы.
Алматы также наращивает производственные мощности. К существующему заводу Hyundai Trans Kazakhstan мощностью в 50 тыс. автомобилей в год добавился мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan мощностью в 120 тыс. авто. Строящийся завод Orbis Kazakhstan (запуск планируется в 2027 году) добавит ещё 80 тыс. автомобилей в год.
Суммарные производственные мощности автомобильной промышленности страны могут достичь около 465 тыс. авто в год, против текущих 200–220 тыс. Даже при постепенном наращивании загруженности новых заводов объём производства в ближайшие годы может вырасти в 1,5–2 раза. Это напрямую повлияет на достижение стратегической цели по увеличению доли обрабатывающей промышленности в ВВП РК. Правительство поставило амбициозные задачи: к 2030 году довести долю обрабатывающей промышленности в ВВП до 15%, а к 2035-му — до 18%–20%. Рост автопрома станет одним из ключевых факторов достижения этих целей.

Важно отметить мультипликативный эффект развития автопрома для всей обрабатывающей промышленности. Мировая практика показывает масштаб этого влияния: одно рабочее место в автомобилестроении обеспечивает 9-10 рабочих мест в смежных отраслях. В Южной Корее, где автопром традиционно является одним из главных драйверов экономики, доля отрасли в ВВП превышает 10%. В США непосредственно в автомобильной промышленности работают 1,7 млн человек, в смежных отраслях — ещё 8 млн человек.
Автопром является крупнейшим потребителем продукции базовых отраслей обрабатывающей промышленности. Сталь составляет около 60% веса среднего автомобиля, алюминий — 10%, пластмассы — 14%–18%. В Европейском союзе автомобильный сектор обеспечивает около 10% общего спроса на пластик, являясь третьим по величине потребителем после сегмента упаковки и сферы строительства. Это означает, что рост производства автомобилей напрямую стимулирует развитие металлургии, химической промышленности, производства полимеров и композитных материалов.
Локализация производства в Казахстане запускает аналогичную цепную реакцию в смежных отраслях. В Костанайской области уже строится локализационный центр по производству автокомпонентов для завода KIA Kazakhstan, который планируют открыть в 2027 году. В Карагандинской области в Сарани работает завод Tengri Tyres мощностью в 3,5 млн шин в год, обеспечивающий первичную комплектацию казахстанских автомобилей. В текущем году в Алматы открылся завод по производству автомобильных сидений.
Каждый новый автозавод создаёт спрос на продукцию металлургической, химической, электротехнической и текстильной промышленностей. Таким образом, рост автопрома оказывает синергетический эффект в достижении целевых показателей по доле обрабатывающего сектора в ВВП: развитие одной отрасли стимулирует рост всей обрабатывающей промышленности.

