27 из 100 человек на Земле совершают покупки через интернет

25 просмотров

За последние десятилетия интернет-магазины превратились в многомиллиардную индустрию. Покупка вещей в интернете стала обычной практикой для миллионов людей по всему миру. В текущих условиях покупателей товаров и услуг онлайн стало больше, чем когда-либо прежде.

Так, по оценке, в 2021 году количество онлайн-покупателей составит 2,14 млрд — это 27,6% от общей численности населения в мире, более чем каждый четвёртый, причём показатель сохраняет динамичный рост. В 2021 году предполагается увеличение числа цифровых покупателей на 4,4%.

Причины выбора покупок в интернете разнообразны, они включают, например, и удобство, и более низкие цены, и более широкий ассортимент. В дополнение к этому онлайн-компании успешно стараются сделать так, чтобы опыт покупок в интернете соответствовал опыту покупок при личном общении. К примеру, клиентам предоставляется подробное описание продуктов и детальные изображения.

Самыми популярными интернет-магазинами в мире являются Amazon.com, eBay.com, Rakuten, Samsung.com, AliExpress.com и другие. Сайты онлайн-торговли резко увеличили посещаемость из-за пандемии коронавируса, поскольку большая часть населения оставалась дома и заказывала товары в интернете. У Amazon.com в 2020 году среднемесячный трафик составлял почти 3,68 млрд посетителей, за ним следует eBay.com с 1,01 млрд посещений в среднем в месяц.

Онлайн-покупки на пике роста и в Казахстане. Если за 2019 год в РК объём электронного рынка составлял чуть более 700 млрд тг, то в 2020 году он уже превысил метку в 1,1 трлн тг и составил 9,7% от общего розничного товарооборота (11,6 трлн тг).

Количество активных покупателей в интернете также показало рост — почти на 20%, до 3,8 млн, против 3,2 млн в 2019 году. Сегодня на рынке работает около 650 интернет-магазинов.

Среди граждан РК также популярны международные интернет-магазины, такие как AliExpress.com, Amazon.com и др. К примеру, в 2019 году объём покупок казахстанцев на международных интернет-площадках составил 280 млрд тг. Важный момент: осуществлять покупки на этих площадках можно только с помощью карт международных платёжных систем. По состоянию на 1 апреля 2021 года в РК в обращении находится 51,5 млн платёжных карточек, из них 69,5%, или 35,8 млн, — карты международных платёжных систем. При этом среди них 95,3% приходится на MasterCard Worldwide и Visa International.

Развитие электронной торговли способствует росту безналичных платежей. По итогам первого квартала текущего года объём безналичных платежей составил 12,7 трлн тг — в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом 82% всего объёма приходится на безналичные операции, совершённые посредством интернета и мобильного банкинга. В разрезе международных платёжных систем 99,1% всех безналичных транзакций приходится на MasterCard Worldwide и VISA International.

В целом в 2020 году было проведено 2,9 млрд безналичных транзакций на общую сумму 35,3 трлн тг. В разрезе международных платёжных систем больше всего безналичных транзакций в 2020 году в Казахстане было проведено через платёжные карты системы MasterCard Worldwide: 553,6 млн транзакций на сумму 4,4 трлн тг. Это составляет 19,2% от общего количества безналичных операций.

Развитие электронной торговли даёт Казахстану высокий потенциал экономического роста. Благодаря электронной коммерции население получает доступ к большему количеству товаров по более низким ценам, в том числе за счёт вовлечения в международную торговлю. Это направление способствует сокращению теневого оборота и общему росту предпринимательства.

Кроме того, в стране предпринимаются меры по продвижению казахстанских компаний на международных электронных платформах. Например, в 2020 году отобрано 50 компаний, которым будет предоставлен доступ на платформу Alibaba в качестве «Золотого поставщика». Этот премиальный статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории и возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса.

В текущем году продолжается вывод отечественных товаропроизводителей на новые маркетплейсы — Amazon, Яндекс, Ozon, Shopify. При ежегодном финансировании Mastercard в размере 100 тыс. евро 10–15 предпринимателей будут проходить обучение по переводу своего бизнеса в онлайн и его масштабированию на новые рынки.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в Казахстане динамично развивается электронная торговля и в последующие годы ожидается очередной рост сектора. К 2025 году доля электронной торговли составит минимум 15%.