В Казахстане, как и во всем мире, уделяют особое внимание цифровизации. В этом РК идёт в ногу с мировыми трендами, причём местами заметно лидирует. В стране активно внедряются электронные услуги за счёт развития необходимой инфраструктуры и технологий. В частности, у казахстанцев весьма популярны госуслуги в цифровом формате.
В этих условиях очевидна важность цифровизация пенсионной системы и пенсионного фонда, что напрямую влияет на удобство пользования и прозрачность действий уполномоченного органа. Так, к примеру, всего за четыре месяца текущего года ЕНПФ выдал 8,3 млн выписок о состоянии ИПС, причем 97,3% из них — в цифровом формате.
В целом за январь–апрель текущего года фондом было оказано почти 9 млн услуг, из которых 6,1 млн — в электронном формате, 2,2 млн — в автоматическом, и 468 тыс. услуг — в очном формате. То есть более 92% от общего объёма услуг оказаны дистанционно.
Индивидуальный пенсионный счёт по всем видам взносов открывается в автоматическом режиме при поступлении первого взноса, благодаря конгломерации с цифровыми системами государственных структур.
В целом, получение электронных услуг ЕНПФ возможно многими способами. В процессе оцифровки были учтены мировые и региональные тенденции и популярные сервисы.
В результате дистанционные услуги единого пенсионного фонда страны можно получить через:
- Портал eGov.kz (сайт и мобильное приложение);
- Официальный сайт ЕНПФ — на сайте помимо личной информации можно ознакомиться со всей деятельностью фонда и управлением пенсионными средствами (т. е. посмотреть, куда и каким образом инвестируются средства вкладчиков фонда);
- Мобильное приложение — функционал приложения позволяет вкладчикам получить актуальную информацию о состоянии своего пенсионного счёта, а также о деятельности фонда.
Тем не менее, есть вкладчики и получатели, которые предпочитают личное обращение к специалистам ЕНПФ. За 4 месяца в ходе очного обслуживания было оказано свыше 468 тыс. услуг (5,22 % от общего объёма услуг). 396,14 тыс. услуг из них оказано специалистами подразделений фонда.
В целом это всё ещё значительные показатели, хотя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года услуг в очном формате было предоставлено на 25,28% меньше, что подтверждает растущую востребованность онлайн-сегмента.