По состоянию на 1 мая 2024 года пенсионные накопления граждан РК, сформированные за счёт обязательных пенсионных взносов (ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) и добровольных пенсионных взносов (ДПВ), в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) составили почти 19 трлн тг — на 3,2 трлн тг (или на 20,7%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала года прирост пенсионных накоплений составил 5,9%.
Пенсионные накопления, сформированные за счёт ОПВ, на 1 мая 2024 года составили более 18,3 трлн тг, увеличившись за год на 20,6%. Сумма пенсионных накоплений за счёт ОППВ достигла 599 млрд тг, рост за год — на 22,8%. Наибольший прирост за год — сразу на 45,7% — показали накопления за счёт ДПВ, которые составили около 6 млрд тг.
В то же время с 1 января 2024 года в ЕНПФ открываются новые условные пенсионные счета вкладчиков, на которые поступают дополнительные средства — обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР). За четыре месяца текущего года объём условных пенсионных накоплений за счёт ОПВР составил 57,9 млрд тг.
Вместе с ростом пенсионных накоплений граждан увеличивается и объём услуг, оказанных пенсионным фондом. Так, за четыре месяца текущего года ЕНПФ оказал населению более 21,5 млн услуг. Из них более 7,9 млн услуг было оказано в электронном формате, около 13 млн услуг — в автоматическом, 0,2 млн услуг — в удалённом формате. В очном формате ЕНПФ оказал 399 тыс. услуг, в том числе непосредственно в офисах фонда — около 381 тыс. услуг.
Таким образом, более 97% всех услуг ЕНПФ было оказано онлайн. Стоит отметить: получить услуги можно как через официальный сайт фонда, так и через мобильное приложение «БЖЗҚ/ЕНПФ», которое по итогам 2023 года вошло в топ-10 самых популярных мобильных приложений в секторе финансов.
За январь–апрель 2024 года значительно увеличилось количество услуг, оказываемых в автоматическом режиме, и прежде всего открытие счетов — индивидуального пенсионного (ИПС), условного пенсионного (УПС) и целевого накопительного (ЦНС), — а также карточек участников целевых требований. Рост количества услуг также был обусловлен введением с 1 января 2024 года в Казахстане обязательного пенсионного взноса работодателя и расширением функционала ЕНПФ по учёту и начислению выплат в рамках программы «Национальный фонд — детям».
Самой популярной услугой по-прежнему является получение выписки со счёта. С начала года с ИПС, УПС и ЦНС было выдано более 9 млн выписок, из которых 7,1 млн (78% от общего количества) — в электронном виде, а более 1,7 млн (19%) — в автоматическом режиме.
Помимо прочего, в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении ЕНПФ вкладчики имеют возможность воспользоваться такими услугами, как внесение изменений и дополнений в свои реквизиты, устранение кредиторской задолженности, получение справки о наличии счетов, подача заявления о назначении пенсионных выплат в связи с установлением инвалидности I или II группы бессрочно или по добровольным пенсионным взносам, отслеживание статуса заявления на выплату, перевод части накоплений управляющим инвестиционным портфелем (УИП), прогнозный расчёт будущей пенсии с помощью пенсионного калькулятора и т. д. Получить услуги можно в режиме 24/7 в любой точке мира.
Популярность онлайн-услуг в Казахстане — не случайность. Из года в год мы наблюдаем рост уровня цифровой грамотности. Так, в 2023 году среди населения в возрасте 6–74 лет он достиг рекордных 90,2%. Уровень цифровой грамотности — это доля пользователей, владеющих навыками применения персонального компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, стандартных программ, а также получения услуг и сервисов через сеть Интернет.
Для сравнения: в 2021 году показатель составлял 87,3%, в 2019-м — 82,1%, в 2018-м — и вовсе лишь 79,6%.
В региональном разрезе наибольший уровень цифровой грамотности в 2023 году был зафиксирован в Астане (97%) и Алматы (95,5%), а также в Улытауской (94,1%), Туркестанской (93,9%) и Алматинской (92,4%) областях.
В целом в 17 из 20 регионов РК уровень цифровой грамотности превышает 85%, что является весьма положительным показателем.