Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, по итогам 2023 года объём рынка розничной электронной коммерции внутри страны составил 2,4 трлн тг — сразу на 24,3% больше по сравнению с предыдущим годом. В целом доля электронной коммерции (с учётом маркетплейсов) в общем объёме розничной торговли в 2023-м достигла рекордных 12,7%.
При этом стоит отметить, что 72,4% всего оборота электронной коммерции пришлось на маркетплейсы, и только 27,6% объёма — на реализацию через собственные интернет-ресурсы предприятий. Таким образом, именно маркетплейсы формируют основной рынок электронной коммерции в РК.
Немаловажный момент: в основном через маркетплейсы свои товары реализуют малые предприятия — на их долю пришлось почти 93% рынка электронной торговли. Тем временем удельный вес средних предприятий составил 4,8%, а вот доля крупных — всего 2,4%. Это ожидаемо: у малых предприятий не так много ресурсов для ведения своих продающих сайтов, и при этом очень высока потребность в выходе на онлайн-продажи, что повышает охват и открывает массу возможностей. Фактически можно с уверенностью сказать, что расширение маркетплейсов весьма положительно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.
Остановимся на маркетплейсах более детально. Помимо положительного влияния на рынок электронной коммерции и на развитие МСБ в стране, маркетплейсы также вносят существенный вклад в бюджет. Команда Ranking.kz решила изучить, сколько налогов выплачивают в бюджет маркетплейсы, осуществляющие деятельность в РК. В анализе были учтены наиболее популярные маркетплейсы, а также наличие данных в открытом доступе. В итоге мы рассмотрели 14 маркетплейсов и составили рейтинг по отчислению налогов.
Абсолютным лидером по налоговым отчислениям стал Kaspi.kz (Kaspi Магазин, Kaspi Travel, Kolesa): в 2023 году компания направила в бюджет страны в общей сложности более 102,7 млрд тг налогов от деятельности своих маркетплейсов. Чтобы понять масштаб, отметим: этот объём налогов формирует 81,5% всех отчислений рассмотренных нами крупнейших маркетплейсов РК. Кроме того, из года в год сумма растёт заметными темпами, демонстрируя динамику развития площадки. Так, за последние четыре года среднегодовой темп роста (CAGR) налоговых отчислений от маркетплейсов Kaspi.kz в бюджет составил 81%.
В топ-5 по налогам также вошли Wildberries.ru от ТОО «ИМВБКЗ» (за 2023 год площадка перечислила в бюджет 13,5 млрд тг налогов), Ozon.kz от «ОЗОН Маркетплейс Казахстан» (5,2 млрд тг) и Olx.kz от «ОЭлИкс Групп» (почти 3 млрд тг). На этом «миллиардные» налоги заканчиваются. На пятом месте оказался Halykmarket.kz: около 996 млн тг.
Далее по налогам идут Shop.kz (240 млн тг), Forte.kz (206,3 млн тг), Jmart.kz (79,5 млн тг) и другие.
В наш анализ также попали Satu.kz, Clevermarket.kz, Lamoda.kz, Tomas.kz и Маркетплейс.kz. Китайские маркетплейсы активно торгуют, но налоги в Казахстане не платят. Более детальные данные приведены в инфографике.
Приведём интересную статистику. В 2023 году наиболее популярными группами товаров, реализованных на маркетплейсах, стали:
- телефоны и гаджеты — 486,2 млрд тг;
- бытовая техника — 205 млрд тг;
- компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары — 178,4 млрд тг;
- автотовары — 140,5 млрд тг;
- товары для строительства и ремонта — 85,7 млрд тг.
В топ-10 популярных также вошли следующие категории: мебель, продукты питания, товары для дома и дачи, товары для красоты и здоровья, одежда, обувь и спортивные товары.
Тем временем среди услуг, получаемых через маркетплейсы, самыми популярными стали:
- покупка билетов и бронирование мест на транспорт — 495,8 млрд тг;
- услуги по перевозке пассажиров — 488,1 млрд тг;
- услуги в области рекламы — 53,5 млрд тг;
- услуги по доставке пищи на заказ — 43,6 млрд тг;
- бронирование и оплата услуг мест размещения — 31,7 млрд тг.