В 2024 году, согласно аналитическому докладу «Молодёжь Казахстана», 76,2% опрошенных молодых людей были в достаточной мере удовлетворены качеством полученного или получаемого образования. Из них 26,3% были полностью удовлетворены, а 49,9% — скорее удовлетворены. При этом 20,2% респондентов выразили неудовлетворённость качеством образования: 14,4% были скорее не удовлетворены, а 5,8% — полностью не удовлетворены.
Далее приведём более детальные данные. Уточним: удовлетворённость отражает совокупность респондентов, поставивших критерию высокие оценки в 4-5 баллов, а неудовлетворённость — низкие оценки в 1-2 балла. В целом все критерии оценивались по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 балл — очень плохо, 5 баллов — отлично.
Говоря о школьном среднем образовании, молодые казахстанцы чаще всего отмечали удовлетворённость по такому параметру, как квалификация школьных учителей: 58,5% респондентов дали оценки в 4-5 баллов. Высокие оценки получили и такие показатели, как комфортность работы в библиотеке (56,4%), доступность книг и учебников на казахском языке (56%), этическое поведение учителей (54,1%) и санитарное состояние школ (49,4%). Неудовлетворённость же была отмечена по таким пунктам, как возможность ношения религиозной одежды (29,5% респондентов оценили критерий на 1-2 балла), состояние туалетов внутри здания, их чистота, наличие мыла и бумаги (36,1%), внеучебные занятия, в том числе поездки, полевые эксперименты (39%), наличие и доступность приборов, реагентов и материалов на уроках химии, биологии и физики (39,5%), а также доступ к интернету (42,3%).
Оценивая систему образования в колледжах, респонденты чаще всего высоко положительно отмечали квалификацию преподавателей (43%) и комфортность работы в библиотеке (42%). Больше всего низких оценок получили пункты, связанные с размером стипендии (этим моментом были не удовлетворены 19,9% ответивших) и ношением религиозной одежды (17,6%).
Что касается высшего образования, респонденты чаще всего положительно оценивали комфортность работы в библиотеке (этим фактором были удовлетворены 46,3% опрошенных), квалификацию преподавателей (46,1%), а также доступность книг и учебников на казахском языке (41,7%). Низкие оценки чаще всего получали такие показатели, как стоимость обучения (32,4% респондентов поставили минимальные 1-2 балла), размер стипендии (22,2%), количество и распределение государственных образовательных грантов (21%) и антикоррупционные меры в системе образования (20,7%).
