В Казахстане наблюдается ухудшение состояния автомобильных дорог. По последним имеющимся данным за 2023 год, представленным в годовом отчёте АО «НК „ҚазАвтоЖол“», доля дорог республиканского значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, составила почти 14%, увеличившись за год на 4,9 п. п. (в 2022-м доля таких дорог составляла 9%). Хуже всего дела обстояли в Улытауской (доля таких дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, превысила 35%), Абайской (30,2%) и Восточно-Казахстанской (26,9%) областях. Более детальная информация представлена в инфографике ниже.
В стране не выполняются планы и поставленные задачи. Так, к примеру, по планам в 2023-м доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна была составлять 94%, однако по факту она оказалась существенно меньше: всего 72%.
В целом в рамках Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны» в 2023 году планировался капитальный и средний ремонт автодорог республиканского значения протяжённостью 1934 км. При этом по факту было отремонтировано всего 1204,4 км таких автодорог — на 37,7% меньше запланированного показателя. Как отмечается в отчёте, основными причинами недостижения целевых индикаторов стали нехватка финансирования на проведение ремонтных работ (реконструкции, капитального, среднего ремонта) и несоблюдение межремонтных сроков.
Рассмотрим более детально. Согласно отчёту, Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта РК на 2023 год были выделены средства в размере 150 млрд тг, в том числе на содержание и текущий ремонт автодорог — 40,2 млрд тг. То есть на капитальный и средний ремонт осталось всего 109,8 млрд тг. В итоге в рамках выделенных средств было невозможно достичь показателя в 1934 км, предусмотренного Национальным проектом. При условии применения минимальной стоимости среднего ремонта 1 км автодорог в 80 млн тг без капитального ремонта необходимо около 154 млрд тг.
Для приведения 100% автомобильных дорог республиканского значения в надлежащее состояние необходимо ежегодное финансирование ремонтных работ в размере 750–800 млрд тг, что в среднем превышает действующее финансирование в 4 раза.
