За январь–декабрь 2022 года услуги по печати газет составили 21,6 млрд тг, с ростом к предыдущему году на 15,9%. Вроде бы заметный рост, если бы не одно «но». Пять лет назад, в 2017-м, предприятия-издатели тоже напечатали газет более чем на 21 млрд тг. Все последующие годы объём услуг в отрасли оставался в пределах лишь 17-18 млрд тг в год. С учётом инфляции возвращение к показателям 2017 года едва ли можно считать достижением.
Бизнесу, занятому в таком виде деятельности, как издание газет, явно приходится непросто. Так, скажем, если отследить изменение цен на услуги типографий для печати газет, то за 2017–2019 годы и в 2022-м удорожание в секторе не превышало 3%. А в годы пандемии издательства и вовсе сильно «просели» по ценам, им пришлось снизить расценки на 5%–7%.
Совсем другая ситуация наблюдалась по производству бумаги и бумажной продукции. Основное сырьё для выпуска газет существенно дорожало каждый год за исключением 2019-го. В прошлом году бумага стала дороже на 16,4%, в предыдущем 2021-м — на 8,6%, а в 2018 году — и вовсе на 28,3%.
Ухудшение финансового положения редакций, которые столкнулись с ростом затрат на печать бумажных версий газет, спровоцировало также и отток рекламодателей из прессы в онлайн-СМИ и на ТВ. Это можно понять по обзорам рекламного рынка Казахстана, выполненным специалистами маркетинговой компании по исследованию СМИ TNS Central Asia. Эксперты организации в течение пяти лет анализировали потоки рекламы по основным каналам коммуникаций. Результаты для печатных изданий удручающие: все пять лет наблюдалась отрицательная динамика. Притом в 2018–2020 годах падение было очень серьёзным — от 32,6% до 38,9% ежегодно. В прошлом году пресса потеряла ещё 12,2% своего рекламного объёма.
Понять эту тенденцию можно и по сводкам новостей о закрытии газет за последние годы (информация приведена в таблице). Это далеко не полный список, так как в него не вошли те региональные издания, о закрытии которых не писали республиканские информагентства. Также в сети нельзя найти информацию о прекращении работы редакций районных газет. А их, надо полагать, тоже было немало.
В список почивших в последние два года вошли такие крупные некогда популярные газеты, как «Караван», «Мегаполис» и одно из старейших казахстанских изданий — «Экспресс К», которому было 103 года. Отказ от печатных версий отмечается даже в тех редакциях, которые имели «за спиной» надёжного инвестора или были филиалами крупных издательских холдингов России. К ним относятся «Известия Казахстан» и «Московский комсомолец в Казахстане». Они ушли с рынка РК ещё в 2013-2014 годах.