Объём потенциальных товарных ниш на внутреннем рынке Казахстана, в которых производители могли бы конкурировать с импортом, за последние несколько лет превысил 185,1 млрд долл. США. При переориентации с экспорта на внутренние поставки отечественные компании могли бы закрыть хотя бы часть этого рынка. Однако их место занимают зарубежные производители.
За 2023 год общее количество потенциальных импортных нишевых товаров, которые хотя бы частично можно было бы заменить на отечественные, составило 6,5 тыс. позиций на сумму 53,6 млрд долл. США. В динамике за 2018–2023 годы выросло как количество потенциальных нишевых товаров (в 1,8 раза), так и их стоимостный объём (в 3,2 раза). Количество компаний-импортёров, желающих работать на казахстанском рынке, за эти годы увеличилось с 41,4 тыс. до 114,6 тыс. Расчёты объёмов потенциальных нишевых рынков, которые вместо казахстанских производителей занимают импортёры, были сделаны экспертами Бюро национальной статистики АСПиР РК в рамках проекта по экспериментальной статистике.
Когда статистики сравнили, по каким ценам импортируется и экспортируется из Казахстана один и тот же товар, получились довольно интересные результаты. Оказалось, что некоторые позиции казахстанские производители продают за границу дешевле, чем РК покупает из-за рубежа. В качестве примера рассмотрим рынок такого товара, как куриные ножки. Согласно данным из дашборда, объём этого рынка в 2023 году в РК оценивался в 4,6 млн долл. США. В Казахстан такую продукцию в прошлом году поставляли 28 импортёров, а из республики её экспортировали две казахстанские компании. При этом цена за единицу товара при экспорте была в пределах 0,5–2,9 долл. США, в то время как коридор импортных цен был значительно шире: 0,9–6,1 долл. США. Вместо внутреннего рынка куриные ножки казахстанского производства отправили в Россию и Кыргызстан.