С введением системы административной юстиции в Казахстане стала активно обсуждаться бюрократическая проблема — переадресация жалоб граждан в те же инстанции, на которые они жалуются. По данным коллегии по административных делам Верховного суда РК, за январь–ноябрь прошлого года в административных судах, которые рассматривают споры между гражданами и госорганами, было рассмотрено 27,6 тыс. дел. Из них более 4 тыс. дел были основаны на исках против акимов и аппаратов акиматов, 6 тыс. дел касались жилищных и налоговых споров, разбирательств из-за нарушений в госзакупках.
Данные отчётов Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК дают понимание: судебное рассмотрение жалоб — лишь верхушка айсберга. Далеко не каждый обращающийся после получения отписки подаёт в суд. За десять месяцев текущего года в госорганах было зарегистрировано 2,6 млн обращений. Пятая часть — 19,8%, или 518,6 тыс. заявлений, запросов, жалоб, сообщений — была перенаправлена в другие органы. Рассмотрено было около 1,8 млн обращений, почти в половине случаев приняли благоприятный административный акт. Это значит, что дело решилось в пользу обратившегося. Фактов принятия обременяющего административного акта за этот период насчитывалось 103,9 тыс., из них 31,9 тыс. было обжаловано.
Самым «популярным» по количеству обращений граждан стало Министерство внутренних дел. За январь–октябрь текущего года туда было направлено 348,7 тыс. жалоб, заявлений, откликов, запросов, сообщений, что составило 13,3% от общего количества обращений в центральные и местные исполнительные органы. На втором месте в этом году оказалось Министерство финансов. За десять месяцев физлица и предприниматели направили туда 273,2 тыс. обращений. В тройку антилидеров также вошло Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, получившее 197,4 тыс. жалоб граждан.