В Казахстане наблюдается стагнация покупательной способности зарплат в сфере образования. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, с 2023 года индекс реальной заработной платы в категории не дотягивает до 100%. При этом номинальная зарплата и на бумаге, и фактически растёт. Только вот купить на неё можно всё меньше и меньше товаров. Так, за первое полугодие 2025-го номинальная заработная плата в образовании в годовом выражении увеличилась на 7,1%, достигнув 337,7 тыс. тг. При этом её покупательная способность снизилась на 3%: индекс реальной зарплаты составил 97%.
Многолетние данные показывают, что дела у учителей шли неплохо только тогда, когда кадровая политика в сфере образования находилась на «ручном» управлении. Речь идёт о периоде пандемии: в 2020-м номинальная зарплата в секторе выросла на 31%, тогда как в целом по экономике этот индикатор увеличился всего на 14%. В 2021 году ситуация была аналогичной: номинальную заработную плату педагогов подняли на 24,1%, в целом по экономике она выросла всего на 17,5%. Далее зарплаты учителей, воспитателей и преподавателей росли либо в темпе, характерном для экономики в целом, либо ещё медленнее. Вместе с тем инфляция не стояла на месте. Эти два фактора вместе сыграли плохую шутку: постепенно покупательная способность заработных плат в сфере образования снижалась.
Отметим: не в каждом сегменте образования индекс реальной заработной платы в январе–июне текущего года был меньше 100%. Например, у преподавателей в вузах покупательная способность зарплат выросла на 5,8%, у воспитателей в детских садах — на 1,3%, у учителей начальных классов — на 0,5%. Впрочем, даже со своими 0,5% последним будет чем «похвастаться» в учительской перед коллегами, учителями среднего звена, покупательная способность зарплат которых не только не выросла, но даже уменьшилась на 4,1%. Такая ситуация фактически сигнализирует о том, что учителя беднеют, притом не первый год.
