В Казахстане с декабря запускается новая программа лизинга легковых автомобилей для физлиц, и на этом фоне актуально посмотреть, что происходит на рынке классического лизинга. По официальным данным, объём услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств сильно колебался за последние годы.
Для сравнения, с 2018 по 2021 год за период января–июня объём услуг в секторе варьировался от 1,4 млрд до 5,5 млрд тг, а с 2022-го по 2024-й — от 805,4 млн до 864,9 млн тг. За январь–июнь текущего года объем услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств составил 944,4 млн тг — на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024-го.
Объём услуг в секторе, оказанных за счёт средств населения, вырос в 3,8 раза, с 17,7 млн тг за январь–июнь 2024-го до 84,9 млн тг за аналогичный период текущего года, а их доля увеличилась с 2,1% до 9% от всего объёма услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств.
В целом рынок лизинга для населения остаётся узким и нестабильным. В разные годы его объём колебался от десятков миллионов до нескольких миллиардов тенге, но массовым он так и не стал. Именно поэтому запуск новой программы лизинга для физлиц с декабря выглядит своевременным: текущая статистика показывает, что без отдельной доступной программы бытовой автолизинг не способен развиваться устойчиво ни в городской, ни в сельской местности.
Введение новой программы также может изменить ситуацию на селе. Если региональные филиалы лизинговых компаний подключатся к распределению автомобилей, появится шанс для обновления легкового автопарка в районах, где он объективно изношен. Это особенно важно с учётом того, что в ряде областей преобладают автомобили возрастом более 20 лет.


