Как госорганы сдерживают тарифы в сфере железнодорожного транспорта?

Фото: https://www.shutterstock.com/

Некоторые услуги магистральных железнодорожных сетей относятся к регулируемым и подпадают под контроль Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ МНЭ РК). В частности, в функции комитета входят:
• утверждение временного понижающего коэффициента (ВПК);
• утверждение ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей (МЖС);
• ежегодная корректировка утверждённых ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей в соответствии с правилами формирования тарифов;
• рассмотрение жалоб в случае отказа оператором магистральной железнодорожной сети на примыкание подъездных путей к магистральным и станционным путям.

Что касается ВПК, это величина, утверждённая ведомством и применяемая к тарифу в целях защиты интересов потребителей и субъекта. Так, КРЕМ МНЭ РК, с учётом положительных заключений, представленных МИИР РК и Национальным оператором инфраструктуры, утвердил ВПК к тарифам на МЖС для перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки в межобластных, межрайонных и пригородных сообщениях в размере 0,01 (99,99%). Эта мера позволила снизить расходы на услуги МЖС в структуре стоимости пассажирских билетов по стране.

Конечно, на стоимость проезда для пассажиров влияет масса факторов, включая большой спектр нерегулируемых услуг. Однако по крайней мере в последние три года рост цен на пассажирские билеты в секторе не превышал уровень инфляции, а зачастую оказывался и ощутимо ниже. Так, по итогам ноября текущего года рост цен на услуги пассажирского железнодорожного транспорта составил 19,3% за год, что в целом сопоставимо с уровнем инфляции в РК (19,6%). Годом ранее рост цен в секторе составлял 5,5% (при инфляции в 8,7%), в 2020-м — 4,9% (при инфляции в 7,3%).