Казахстан продолжает идти по пути введения платности на дорогах республиканского значения. В прошлом году общая протяжённость таких дорог составляла 3,2 тыс. км. Это 12,8% от общей длины всех республиканских трасс. В текущем году Министерство транспорта РК планирует ввести плату за проезд дополнительно ещё на 2,2 тыс. км дорог. Если общая протяжённость сети республиканских дорог не изменится, то доля платных трасс вырастет до 21,6%, а в следующем году — уже до 28,4%.
Доход от платного проезда по дорогам в прошлом году составил 30 млрд тг, при том, что общая сумма, необходимая на содержание дорог — 80 млрд тг. Чтобы закрывать расходы на содержание, Министерство транспорта предлагает увеличить тарифы на проезд на 20%. Таким образом, в 2025 году за проезд по платным дорогам бюджет должен получить от автовладельцев 100 млрд тг.
В целом, по статистике Министерства транспорта, в Казахстане растёт индикатор качества дорог. В прошлом году доля дорог республиканского значения, находящихся в нормативном состоянии, составила 92%. Это самый высокий показатель с 2020 года. Автодорожная сеть местного значения, то есть трассы между городами и сёлами внутри регионов, судя по статистике ведомства, тоже улучшила свои показатели с 75% до 87%. При этом на фоне «бодрой» официальной статистики обращений и жалоб от автовладельцев на качество дорог в регионах с каждым годом становится всё больше. А хуже всего то, что растёт аварийность на трассах и городских автодорожных сетях. Представители Министерства внутренних дел РК связывают высокую аварийность с плохим состоянием дорог.