ru / en

Как требования к минимальной скорости интернета влияют на телеком-рынок Казахстана?

13 Декабрь 2021

 

 

Анализ телеком-сектора: скорость интернета, инвестиции в основной капитал. Декабрь 2021

13 Декабрь 2021

В 2021 году государство ужесточило контроль за телеком-рынком и ввело минимальные требования к скорости интернета. Речь идёт о том, чтобы повсеместно выдерживать одинаковую скорость соединения — от маленького села до больших городов. Так, для 3G это 1 Мбит/с, для 4G — 5 Мбит/с, а для фиксированного интернета — не менее 70% от скорости, заявленной в тарифе. Если где-то нормы ниже назначенного уровня, оператора связи штрафуют.

Впрочем, действенность таких мер со стороны правительства вызывает вопросы.

В тяжёлые для всех отраслей 2020 и 2021 годы телеком-сектор показал себя с лучшей стороны. Несмотря на отсутствие жёстких требований со стороны государства, скорость мобильного интернета за год выросла на 60%. По данным SpeedTest, в октябре прошлого года она составляла 19,28 Мбит в секунду, а сейчас увеличилась до 31,93 Мбит.

Прирост произошёл, несмотря на ограничительные меры из-за пандемии и резко возросшую нагрузку на сеть в тех местах, где ранее она была минимальной. Например, как мы уже сообщали, казахстанские школьники учились онлайн и провели на «удалёнке» 11 месяцев — больше, чем в Европе и ЕАЭС. Стоит учесть, что это активная аудитория с огромным объёмом потребления интернет-трафика. Операторам связи пришлось выдерживать колоссальные нагрузки и в то же время увеличивать скорость интернета — это потребовало беспрецедентных объёмов инвестиций в технологии для улучшения качества услуг.

В «коронакризисном» 2020 году сумма инвестиций в основной капитал в сфере информации и связи достигла 140,9 млрд тг, увеличившись на 37,2% за год. Но регулирование оставалось рыночным, а государственное участие было направлено на поддержку бизнеса.

На фоне общего улучшения скорости интернета и серьёзных финансовых вливаний бизнеса в сектор, новые меры регулятора (МЦРИАП) по внедрению минимальных лимитов могут вместо улучшения негативно сказаться на ситуации в секторе.

Заметим: за десять месяцев текущего года операторы сотовой связи были оштрафованы почти на 100 млн тг. В списке оштрафованных присутствуют все действующие в РК операторы сотовой связи: «Кселл» с брендами Kcell и Activ, «Мобайл Телеком-Сервис» с брендом Tele2 и «Кар-Тел» с брендом Beeline.

Новые требования регулятора не всегда выполнимы технически. Чтобы хотя бы пытаться им соответствовать, операторам потребуется инвестировать в закупку оборудования около 160 млрд тг, сообщает Kursiv.kz. Эти деньги компании могут найти только за счёт повышения тарифов на услуги.

То есть сегодня операторы оказались перед непростой ситуацией: чтобы выдержать требования по обязательной минимальной скорости, им нужно дополнительно инвестировать в оборудование «про запас», которое будет простаивать 90% времени. Это неизбежно отразится на тарифообразовании.

Конечно, государство может взять под контроль регулирование тарифов, но это напрямую повлияет на инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов, а операторы с государственным участием вместо того, чтобы приносить деньги в госбюджет, начнут из него финансироваться.

Заметим: выполнение требований регулятора нередко технически не зависит от операторов. В секторе всегда остаётся влияние множества факторов, на которые сложно, а то и вовсе невозможно повлиять. Разберёмся, о чём идет речь.

Радиофобия. Выполнять требования к качеству сети операторам мешает проблема радиофобии — в Казахстане боязнь радиоволн начала принимать массовый характер. Например, из-за обращений в госорганы нескольких владельцев квартир в жилом комплексе, верящих в мифы об излучении или «чипировании», закон обязывает оператора провести дорогостоящий демонтаж оборудования. Впоследствии качество интернета и связи может снизиться не только в самом ЖК, но и в целом районе. Парадокс в том, что вскоре те же жители начинают жаловаться на «плохой интернет», после чего оператор связи получает штраф. Решением проблемы может стать регулирование случаев, из-за которых происходит демонтаж, но никак не давление штрафами на операторов, которые в принципе не могут повлиять на ситуацию, так как оспорить решение жильцов невозможно.

Электричество. Базовые станции связи работают на электроэнергии — если где-то происходит обрыв кабеля, станция прекращает работу до восстановления питания. Стабильность электроснабжения напрямую от операторов связи не зависит, но за ухудшение качества сети оператор также получает штраф.

Переток абонентов и погода. Абоненты постоянно перемещаются от станции к станции. Чем больше абонентов подключено к одной станции, тем большую она получает нагрузку. В 2020 году из-за ограничительных мер люди из центров городов, где операторы исторически строили сеть, вернулись в свои дома в спальных районах, пригороде или других населённых пунктах. Сеть в этих местах была не готова к такой нагрузке — качество связи стало ниже, но со временем операторы перевезли оборудование и решили проблему.

То же самое может произойти и сейчас — резкий и непрогнозируемый переток абонентов из одного места в другое может спровоцировать ухудшение связи. Чтобы избежать этого и сохранить минимальную скорость повсеместно, оператор должен закупить дополнительное оборудование, которое большую часть времени останется невостребованным. На качество сигнала в моменте также могут влиять погодные условия — например, дождь или снег.

Однако есть и иные методы улучшения качества связи, кроме не решающих проблему штрафных санкций.

Фильтр

  • Банки
  • Регионы
  • Отрасли

Фильтр имеет двухуровневую систему. Чтобы выбрать один объект, необходимо нажать на ссылку, чтобы отобразить взаимосвязи объекта с другими показателями, необходимо поставить галочку напротив интересующих показателей и нажать кнопку "выбрать"

Вернуться к списку статей